Иван Носков
Министр ЖКХ Иркутской Области
Фото Ирины Раздьяконовой
Работа министерства, возглавляемого Иваном Носковым, — незаметна, как воздух. В том смысле, что, пока она делается, пока идет гладко и бесперебойно, ее никто не замечает. В идеале министр ЖКХ Иркутской области хотел бы стать для большинства из нас таким же невидимым и незнакомым существом, как фольклорный домовой. Чтоб не поминали всуе, как говорится. Причем не только его самого, но и всех, кто занимается нашим жизнеобеспечением. Чтобы все краны, трубы, насосы и котлы, теплоцентрали и водоканалы, как по волшебству, подавали в наши квартиры воду, гарантировали комфортную температуру в любое время года, чтоб нам уютно жилось под надежным кровом, в ухоженных домах и дворах. Когда все это есть, никто не задумывается, какими усилиями все это достигается, не вспоминает о «конспиративной» команде истопников, водопроводчиков, ремонтников и уборщиков, которой управляет умелый скрытый дирижер. Но пока эта картина сказочна и далека. Система ЖКХ нуждается в глубоких преобразованиях, требует безотлагательных реанимационных мер. Критика в ее адрес многоголоса и остра. Работу приходится вести в режиме авралов, а о благодарности только мечтать. Ивану Носкову нравится, что забот много и все они масштабны, что каждый шаг приносит видимый реальный результат, напрямую связанный с качеством жизни людей.
— ЖКХ я считаю одним из самых важных направлений для приложения сил власти, — говорит министр. — Хоть нас и ругают все подряд, зато это не какая-то виртуальная деятельность, все по-честному. Реальные проблемы, живые люди, которые от них страдают, предельная конкретика решений и усилий. Работу просто видно: или она есть, или нет. Она понятная, интересная и нужная.
— И все же вы почти месяц думали, прежде чем принять предложение губернатора Иркутской области возглавить министерство жилищной политики в Приангарье. Что вас тормозило?
— Прежде всего, огромные расстояния, на которые раскинулась область. Одно дело — руководить хозяйством, сконцентрированном в локальном пространстве, совсем другое — отвечать за структуру, развернутую на территории трех Великобританий. В регионе 443 муниципальных образования, каждое со своей командой управленцев, со своим пониманием ответственности за сферу ЖКХ, со всеми нужно найти общий язык, прийти к консенсусу. Второй серьезный момент — это далеко не блестящее состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Два десятилетия с гаком ею в России по-хорошему почти не занимались, накопился целый вал болевых точек. Когда-то мы получили в наследие от советской плановой системы добрый запас прочности, но на сегодня он почти выработан, отрасль давно ждет приоритетного внимания и капитальных вложений. К тому же, в Иркутской области, особенно в северных территориях, очень многое строилось, как временное, а оказалось, как в том анекдоте, наиболее постоянным. Вот, в Киренском районе давным-давно запустили «временную» схему электроснабжения, которая из последних сил «скрипит» до сих пор. Есть и проблемы в моногородах. Например, в Байкальске система теплоснабжения была решена как вспомогательная, охлаждающая ветка для целлюлозно-бумажного комбината. Производство остановлено. Как-то оптимизировать отопительный сценарий не представляется возможным, надо все строить заново. И таких ситуаций в регионе тьма.
— Вы все это представляли себе уже «на берегу»?
— В общих чертах, да. Я ведь в Приангарье чужаком себя не чувствую. В Иркутске я чуть-чуть не успел родиться, отец и мать уехали отсюда в Новосибирск за месяц до моего появления на свет. Я сибиряк, рос, учился, работал в Красноярском крае. Неоднократно бывал по делам в Иркутске и Иркутской области. В 2006 и 2007 годах работал здесь в управлении Фонда федерального имущества двух больших территорий — Приангарья и Бурятии. Так что Прибалькалье знаю хорошо, во всех крупных городах был, проблемы мне известны. Задачи, которые поставит передо мной новая должность, я оценивал трезво.
— Как вы их для себя очертили на старте и как видите сегодня?
— Если говорить о программе-максимум, необходимо всю инфраструктуру привести в порядок. Мы подсчитали, что Иркутской области на эти цели, не беря во внимание энергетику, из расчета потребностей только коммунального хозяйства, потребуется порядка 30 млрд рублей. Это очень обширный фронт работ. Решив эту генеральную задачу, мы в дальнейшем смогли бы работать на перспективу, на развитие. Сейчас мы тратим в год на «коммуналку» где-то по 3 млрд: примерно 800 млн. дает областной бюджет, что-то вкладывают муниципалитеты и около 1,5 млрд инвестируют собственники — сами ресурсоснабжающие предприятия.
— Получается, задача-максимум осуществима только лет за десять? А если система быстрее рассыплется?
— Конечно, сложившийся ход вещей надо менять. Для этого в ближайшие два года мы намерены выстроить отлаженную, конструктивную систему взаимоотношений министерства с муниципальными образованиями, перейти с краткосрочного на трехгодичный цикл планирования. Задача-минимум для каждого года — это благополучно пережить зимовку. И мы не должны, готовясь к очередному отопительному сезону, выполнять работы в ноябре. Все нужды этого процесса надо знать уже в апреле, в мае иметь на руках утвержденные контракты, а в сентябре рапортовать о выполнении заданий. Трехлетний план и трехлетний бюджет существенно помогут нам уйти от режима «тушения пожаров», в котором приходится работать сегодня. В 2015 году постараемся начать подготовку к зиме прямо с весны.
— Если верить официальным сообщениям, подготовка и к наступившей зиме прошла, в целом, неплохо. Практически везде отопление подали вовремя.
— Дай Бог, сезон пройдет без масштабных эксцессов. Решить эту тактическую задачу как следует нам помогли стратегические подвижки последних лет. В регионе сегодня 1042 котельные обеспечивают тепло, а не так давно их было 1200. Министерство планово выводит из эксплуатации выработанные, закрывает нерентабельные теплоисточники, например, старается отказываться от работающих на жидком топливе. Котельные, использующие мазут, экономически необоснованны, тепло, которое они производят, слишком дорогое. Поэтому важно, по мере сил, модернизировать производственную базу. Построены и запущены 15 блочно-модульных котельных, продолжена обширная реконструкция отопительной системы Нижнеудинска, сюда в 2014 году были привлечены инвестиционные средства «Иркутскэнерго» в размере 90 млн рублей. Совместно с ЗАО «Байкалэнерго» началась реконструкция теплоснабжения Тайшета. Во всех теплоисточниках области достаточный запас топлива: углем мы обеспечены на 100% — это свыше 260 тысяч тонн, жидким топливом — на 96%, что составляет почти 12 тысяч тонн. В 89 муниципалитетах капитально отремонтированы 59 теплоисточников, в 77 поселениях проведен капремонт инженерных сетей.
— На случай форс-мажорных ситуаций страховка есть?
— Обязательно. Сформирован аварийно-технический запас. Это трубы разного диаметра, арматура, насосное оборудование, котлы, дизельные электростанции, — всего на 72,2 млн рублей. Как этот резерв расходуется реально? Предположим, вышел из строя насос в котельной где-то в глубинке. По заявке администрации МО новый агрегат просто оперативно доставят и подключат. Муниципалитет ничего не будет должен, это нагрузка областного бюджета. Так же, как компенсация выпадающих доходов тех теплоснабжающих предприятий, где себестоимость гигакалории значительно возрастает из-за удаленности и сложностей транспортировки топлива. Тарифы для населения остаются фиксированными, а убытки энергетиков возмещает региональная казна. Так нам приходится поддерживать практически весь север области. Нынче в северные территории своевременно доставлены 132 тысячи тонн топливно-энергетических ресурсов.
— Иван Николаевич, ваш предшественник на посту министра жилищной политики Петр Александрович Воронин, буквально сгоревший на работе, нередко говорил, что все беды сегодняшнего ЖКХ — от бесплатной приватизации жилья. Мне причины видятся в хищничестве «эффективных менеджеров», пришедших в эксплуатационные организации на смену инертным управдомам. Как бы вы нас с Петром Александровичем рассудили?
— Я бы вас легко помирил. Если говорить о субъективных причинах безобразий в жилищной сфере, они, конечно, в том, что мы не научились еще по-хозяйски относиться к собственным домам и квартирам, продолжаем по старой советской традиции ждать, что кто-то за нас наведет порядок, обеспечит надежность, устранит разруху. А она, как известно, в головах. Нам надо четко усвоить, что управляющие компании находятся в найме у собственников, у нас с вами. Что должна быть наша ответственность и заинтересованность в том, чтобы ЖКХ работало идеально или, на худой конец, удовлетворительно. У каждого владельца квартиры есть не только права, но и обязанности по ее содержанию и управлению. С новых управдомов надо спрашивать, а заодно спрашивать и с себя. Возьмем, к примеру, Мамско-Чуйский район. Он у нас — один из самых запущенных по задолженности квартплат, 17 млн долга накопил. Причем не платят месяцами, годами директора школ, главврачи, заведующие отделениями лечебных учреждений, у замглавы администрации долг в сто тысяч. А ведь это район, где, пожалуй, самые изношенные инженерные сети. Люди сами от этого страдают, и сами же усугубляют ситуацию. Абсурд какой-то, хотя объяснение этому есть. Мамско-Чуйский район в советские годы был слюдяным раем, народ привык жить почти при коммунизме, пользоваться льготным госснабжением. Вот и продолжают ждать манны с неба. Это наиболее наглядный пример. Но тенденция безответственного отношения к ЖКХ со стороны потребителей не изжита не только на Маме. Поэтому министерству, помимо непосредственных хозяйственных задач, надо решать еще и гуманитарную задачу воспитания нового жильца.
— И как же она решается?
— Сейчас законодательный климат очень сильно потеплел к повышению роли собственников в управлении жилищным фондом. И это правильно. Нужны эффективные формы и инструменты взаимодействия власти с общественностью, с населением в вопросах ЖКХ. Мы стараемся быть максимально отрытыми в своих решениях и действиях, повышать информированность и потребительскую грамотность жильцов. Ответы на все вопросы можно найти на нашем официальном сайте, получить из наших регулярных выступлений в СМИ, на радио и телевидении. Мы выпускаем разъяснительные материалы, совсем недавно распространили по тысяче экземпляров буклетов и брошюр про механизмы капительного ремонта многоквартирных домов. Про капремонты, про взносы на них проводится ликбез для старших по подъездам, семинары для УК. Огромную работу в этом направлении проделала бывший руководитель управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики и энергетики Ирина Гладышева, которая теперь в руководстве областного Фонда капитального ремонта МКД в Иркутской области. Прошла целая серия Интернет-семинаров для всех желающих, охватившая многотысячную аудиторию. Организуются выездные семинары в городах области. На сайте вы можете найти свой дом по адресу, узнать, в каком он состоянии, когда капитально ремонтировался в прошлом, когда поставлен в план ремонта. Министерство принимает активное участие в запуске регионального проекта партии «Единая Россия» «Школа грамотного потребителя», где предусмотрено жилищное просвещение граждан. В этом проекте задействованы силы общественных организаций, вузов. В Ангарске школа уже стартовала, на очереди другие муниципалитеты. Сегодня каждый, кто хочет вникнуть в вопросы оптимального управления жилфондом, повысить свою компетентность, может получить консультацию.
Тесно взаимодействуем мы также с региональным центром общественного контроля во главе с Анной Ивановной Дюкаровой, которая часто задает нам неудобные вопросы, с некоммерческим партнерством «ЖКХ Контроль», с саморегулирующей организацией УК «Содружество ЖКХ». Именно наше министерство уполномочено создать комиссии для предстоящей аттестации директоров управляющих компаний, контролировать процесс лицензирования деятельности по управлению МКД. Вместе с жителями региона нам предстоит сформировать эффективную среду для решения актуальных вопросов жилищно-коммунальной сферы. Без людей нам не поднять этот титанический груз. Не дело, когда жильцы только критикуют управляющие организации и жалуются на высокие тарифы, а на собрание, чтобы взглянуть на нужды их же дома, на поведение «управляшки», их не дозовешься. Уже сегодня есть отрадные позитивные примеры, когда в подъездах чистота и порядок, и на площадках цветы, и у дома уютные газоны, и обитатели радеют за вовремя уплаченные денежки, и ЖЭКи работают на совесть. Вот к этому мы должны стремиться.
В беседе с региональным министром ЖКХ Иваном Носковым мы успели бегло коснуться лишь небольшой части проблем, стоящих перед ведомством. И прониклись намерением чаще входить в его работу, озвучивать конкретные значимые шаги на пути улучшения нашей общей среды обитания. Потому что ЖКХ — это территория, благополучие которой насущно для каждого из нас и создается общими усилиями.
Марина Рыбак
Источник информации: МК Байкал