Горожане все чаще жалуются, что квалификация домоуправов, техников и даже уборщиков территорий не соответствует уровню занимаемых должностей, а их отношения с жителями часто граничат с грубостью. При этом от профессионального уровня кадров часто страдает и качество коммунальных услуг, поэтому некоторые городские управляющие компании попытались решить вопрос самостоятельно.
Реформа вместо убытка
Как пояснил корреспонденту «РГ» Николай Боровков, представитель управляющей компании, объединяющей несколько жилкомсервисов в Центральном, Кировском и Красногвардейском районах города, в 2015 году с изменением МРОТ по Санкт-Петербургу повысились заработные платы. Так, оклад кровельщика вырос с 11 до 19 тысяч рублей, без учета премиальной части, которая в соответствии с региональным законодательством составляет до 100 процентов от оклада. Несмотря на это, высоко-квалифицированные специалисты не идут работать в ЖКС именно потому, что их не устраивает уровень заработной платы. Повсеместно в городе на других предприятиях им предлагают зарплаты на 50-100 процентов выше.
— Дело в том, что тарифы на содержание многоквартирных домов и текущий ремонт не пересматривались с 2010-2012 годов, что не позволяет предприятиям коммунальной сферы индексировать заработные платы в соответствии с ростом потребительских цен, — пояснил он.
Некоторые управляющие компании города занялись самостоятельной кадровой реформой, поскольку, по словам Боровкова, УК — это бизнес, и его нужно выводить на рентабельный уровень, оптимизировать экономику жилкомсервисов. Прежде всего, высококвалифицированные технические кадры в некоторые ЖКС решили привлечь за счет оптимизации работы административного аппарата и повышения квалификации на местах. Эта идея не новая, такую модель управления используют крупнейшие бизнес-предприятия мира: единый административный штат реализует свои обязанности для всех филиалов (в нашем случае — всех жилкомсервисов, подотчетных управляющей компании), а благодаря автоматизированным системам учета снижаются риски, связанные с человеческим фактором на местах.
— Прежде отделы кадров комплектовали технические службы жилкомсервиса, руководствуясь регламентами и нормативами, созданными еще в эпоху СССР. Например, по разнарядкам, на 100 зданий должно быть не менее десяти сантехников. Кадровые службы набирали технических специалистов по количеству, при этом часто на такой уровень заработной платы приходили работники с недостаточно высокой квалификацией или вовсе без соответствующих навыков и знаний, — подытожил эксперт.
Уплотнить и оптимизировать
Генеральный директор одного из ЖКС Центрального района Дмитрий Стригуненко пояснил корреспонденту «РГ», что проблема бюрократии существенно снижает эффективность работы коммунальщиков, а также мешает несовершенная схема расчетов с работниками. Именно на это жалуются собственники, и именно это заставляет бизнес вкладываться в коммунальную оптимизацию.
— Вместо того чтобы получить квалифицированную услугу и иметь гарантию на выполненные работы, жители прибегают к личным расчетам с сантехниками, электриками и так далее, — рассказал он. — А затем, если после производства работ требуется вернуться на объект, предъявляются претензии к ЖКС, который фактически не принимал участия в ремонте. Первую и вторую проблему искоренить мгновенно невозможно, пока попытаемся добиться этого оптимизацией кадров.
Отдельно надо говорить и о схеме привлечения подрядных организаций, которая применяется сейчас в коммунальной сфере повсеместно. Эксперт считает, что она показала себя неэффективной, и от нее надо уходить, поскольку уборщики, кровельщики и сантехники, постоянно оформленные на работу, и работают по-другому. Нужно трудоустраивать людей в ЖКС на постоянной основе, в том числе и иностранных граждан, у кого все в порядке с документами и квалификацией.
Постепенно некоторые УК начали практиковать укрупнение и объединение административных отделов жилкомсервисов. Стали появляться единые структуры, которые работают на несколько коммунальных организаций в УК — например, департаменты кадров, юридические службы, планово-технический департамент, организационно-распорядительные отделы жилкомсервисов. Если в УК из трех жилкомсервисов было, например, по три кадровика в каждом, то при объединении в единый департамент таких сотрудников останется не девять, а шесть. Автоматизированный документооборот снижает нагрузку на каждого и позволяет сотрудникам больше и плотнее общаться с жильцами, ближе узнать проблемы собственников.
Вторая профессия
Как сообщила «РГ» представитель регионального филиала кадрового агентства Head Hunter Екатерина Скляренко, из-за оттока мигрантов из города количество предложений для дворников и уборщиков территории в третьем квартале по отношению к тому же периоду прошлого года выросло больше чем в два раза. Средняя предлагаемая зарплата также стала несколько больше. В прошлом году она была на уровне 15 тысяч рублей, в этом году — 20 тысяч рублей. Потребность в сантехниках увеличилась на треть. Что касается управленцев, то тут квалификация должна быть выше и человек должен обладать в какой-то мере несколькими специализациями, поэтому найти нужного сотрудника стало сложнее.
Сейчас в некоторых ЖКС уже активно проводится переквалификация домоуправов в техники-смотрители по эксплуатации зданий и сооружений. К сожалению, единственное в городе учебное заведение, готовящее профильные кадры для жилкомсервисов, это специализированный колледж, больше кадры с профобразованием получить неоткуда. Этот же колледж готовит и столь необходимых сейчас техников-смотрителей, которых не хватает на весь город.
Реформа по переквалификации управдомов в техники-смотрители реализуется, прежде всего, для собственников жилья. Как считают коммунальщики, потребителям гораздо удобнее общаться с одним представителем обслуживающей компании, который полностью несет ответственность за техническое содержание многоквартирного дома.
Сфера его ответственности шире, чем у домоуправа, заявки от жителей будут передаваться напрямую ему для составления ежедневных графиков работы сотрудников.
Таким образом, техник-смотритель должен быть в курсе всех вопросов, связанных с техническим содержанием домов, а также владеть более полной информацией, начиная от того, сколько собственников проживают на обслуживаемой территории, и заканчивая устройством и обслуживанием инженерных систем, осмотром и очисткой кровли, фасадов и так далее.
К сожалению, обеспечить достойную оплату труда специалистам нового поколения в городском ЖКХ получается не везде и не сразу. Там, где провели оптимизацию кадрового состава, удалось проиндексировать зарплату.
Источник информации: Российская газета