Региональные власти намерены консолидировать информацию о работе сферы ЖКХ Иркутской области. Так, в Приангарье планируется создать единый информационно-сервисный центр, через который можно будет контролировать все расчётно-кассовые операции по коммунальным услугам. Кроме того, власти намерены собрать сведения обо всех многоквартирных домах и обслуживающих их управляющих компаниях региона, а также создать базу данных электронных паспортов зданий. Эти и другие актуальные вопросы развития коммунальной сферы обсудили на прошлой неделе на региональной конференции в Иркутске.
Создание единого расчётно-кассового центра позволит региональной власти иметь представление об объёме и качестве коммунальных услуг, а людям – контролировать полученные услуги через создание «личных кабинетов»
Всех сосчитают
В настоящее время областные власти и саморегулируемая организация управляющих многоквартирными домами «Содружество ЖКХ» не располагают полной информацией о том, сколько в регионе управляющих компаний и многоквартирных домов, находящихся в их ведении, как стало известно на конференции. Только по Иркутску данные относительно точны, отметил генеральный директор СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек.
Оценить и отследить работу управляющих компаний сейчас помогает региональный рейтинг, победители которого были награждены во вторник. Так, среди УК, обслуживающих до 100 тыс. кв. м жилья, первой стала управляющая компания ООО «Сервис» (Усть-Илимск), в категории «100 – 250 тыс. кв. м» – железногорская компания «Регион», в группе «250 – 1 млн. кв. м» победило ООО «Жилищный трест» из Тулуна. Среди крупнейших УК, управляющих более чем 1 млн. кв. м, первое место заняло Северное управление ЖКС, второе – Южное управление ЖКС, третье – Западное управление ЖКС. В отношении руководства последнего, сообщил на пресс-конференции Евгений Селедцов, прекращено уголовное дело. Напомним, ранее областная прокуратура сообщала о том, что ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» незаконно использовало деньги своих клиентов. Управляющая компания выдавала в качестве займов средства, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов и проведения работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, а проценты за ссуду присваивала.
Информации о деятельности управляющих компаний не хватает и населению. Проблемы обслуживания потребителей в сфере ЖКХ остаются одними из самых острых, с ними связана основная масса обращений к депутатам Законодательного Собрания Иркутской области, сообщил заместитель председателя ЗС Геннадий Истомин. В частности, это вопросы о начислении платы за услуги и расходовании средств.
Создание единого расчётно-кассового центра позволит региональной власти иметь представление об объёме и качестве коммунальных услуг, а людям – контролировать полученные услуги через создание «личных кабинетов», считают в региональном министерстве жилищной политики. Предполагается, что этот центр получит функции расчётно-кассовых операций по коммунальным услугам, а информация, собранная в нём, даст возможность получить полное представление об объёмах и качестве выполненных работ.
Капремонт по-новому
Региональный центр объединит сеть аналогичных организаций в муниципалитетах.
На следующем этапе все многоквартирные жилые дома должны получить электронные паспорта, на основе которых будет разработана региональная программа капитального ремонта. Уже в недалеком будущем на смену федеральному Фонду содействия реформированию ЖКХ, финансирующему капремонт и переселение людей из ветхого и аварийного жилья, должны прийти региональные фонды. Пока их появление вызывает массу вопросов у субъектов федерации.
Максим Тельтевский, руководитель рабочей группы по разработке нормативно-правовых актов по вопросам ЖКХ Министерства регионального развития РФ, пояснил на конференции, что в 2012–2015 годах ФСР ЖКХ получит финансирование в размере 140 млрд. рублей, из которых 110 млрд. рублей будут направлены на программу переселения из аварийного и ветхого жилья, 18 млрд. – на финансирование капитального ремонта в тех субъектах, где будет создана система капремонта. Оставшиеся средства пойдут на программу модернизации коммунального хозяйства. «Законопроект в Госдуме на рассмотрении, в ближайшее время он будет принят», – уверен Тельтевский. Кроме того, обсуждается выделение дополнительных средств, чтобы фонд мог выступать гарантом для банков в займах, которые будут выдаваться собственникам на выполнение капремонта.
2012 год оказался богат на законодательные новации в сфере ЖКХ, отмечают эксперты. Так, деньги собственников, собранные в качестве платы за капремонт, получат статус общего имущества многоквартирного дома, говорит Максим Тельтевский. Это означает, что средства будут полностью защищены от обязательств самих собственников – например, ресурсоснабжающие организации не смогут их взыскать за долги. Предлагается два способа хранения этих средств: в банке на так называемом номинальном счёте или в региональном фонде. Собственники должны будут сами выбрать способ, иначе по истечении шести месяцев с момента подписания этого документа деньги автоматически поступят в региональную систему капитального ремонта.
Минимальный размер взноса на капремонт будет устанавливать субъект федерации, он может быть разным для разных муниципалитетов и жилья. Собственники при этом могут установить размер платы выше минимального. Субъекты РФ также будут утверждать виды работ, на которые пойдут эти средства, в то же время закон предусматривает рамочные виды работ: ремонт инженерных систем, замену и ремонт лифтового оборудования, ремонт крыш и фасадов, установку коллективных приборов учёта и так далее.
По замыслу авторов проекта, региональный оператор должен ориентироваться на техническое состояние домов: в первую очередь ремонтироваться должны те, которые в этом нуждаются больше всего. Кроме того, региональный оператор будет напрямую работать с собственниками, минуя управляющие компании и ТСЖ, в том числе взыскивать задолженность за капитальный ремонт, на него же возложены и функции заказчика при производстве ремонта, контроля за качеством работ. «Не знаю, как будут координироваться интересы УК, ТСЖ и регионального оператора, фактически две структуры будут заниматься одним и тем же, – признал Тельтевский. – Поступало предложение дать собственникам выбрать, кто будет заказчиком капремонта – УК или ТСЖ либо региональный оператор». Также неизвестно, не придётся ли субъектам дополнительно финансировать регионального оператора, отметил представитель Минрегиона.
Нерешённые вопросы
Участвовать в региональной программе капремонта будут обязаны жильцы всех домов, кроме признанных аварийными. «Как только дом введён в эксплуатацию, у собственников уже возникают обязательства собирать средства на ремонт, так что через 15–20 лет, когда возникнет необходимость в нём, у них уже будет собран весь объём средств», – пояснил Тельтевский. Он добавил, что такая система уже успешно работает в Республике Татарстан.
Ещё один вопрос, который пока не решён в проекте региональной системы капремонта, – собираемость платежей. В среднем по стране 10% собственников не оплачивают вовремя услуги, а суды буквально завалены исковыми заявлениями о взыскании «коммунальной» задолженности. Нужно упростить порядок взыскания таких долгов, считают в Минрегионе.
В числе других нововведений, которые ожидают сферу ЖКХ в ближайшем будущем, – изменения в Жилищном кодексе. 22 октября в Госдуму внесён проект закона об изменениях в статьях о плате за вывоз мусора и содержание лифтов: плата будет начисляться исходя из количества жителей, а не площади жилья. Ожидается, что закон будет принят в первом чтении на декабрьском заседании Госдумы, поэтому муниципалитетам нужно подготовиться, чтобы с января предусмотреть эти изменения в расчётах с гражданами.
Прорабатывается также вопрос о внесении профессии старшего по дому в единый тарифно-квалификационный справочник, что даст возможность привлечь в профессию молодых людей и повысить качество управления многоквартирными домами.
По словам Геннадия Истомина, регион поднимает вопрос о дополнительном субсидировании из федерального бюджета разницы в тарифах, поскольку федерация устанавливает предельные границы повышения тарифов для населения, а экономически обоснованные тарифы продолжают расти. Он напомнил цифры: в 2009 году в областном бюджете на компенсацию разницы в тарифах было заложено 1,1 млрд. рублей, в 2013-м – 2,37 млрд. рублей, и эта цифра постоянно увеличивается.