В конце августа два представителя СРО НП «Содружество ЖКХ» - генеральный директор Михаил Дамешек и эксперт по правовым вопросам Максим Тельтевский в студии областного радио отвечали на вопросы жителей Иркутска и области. Предлагаем вниманию наших читателей некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие в эфире.
– Почему накануне выборов в Законодательное Собрание на «горячей линии» в облизбиркоме большинство вопросов жителей области касается не политики, не того, как и за кого голосовать, а сферы ЖКХ?
Михаил Дамешек:
– Большинство управляющих компаний заботится о своих клиентах, борется за своего жильца, ведь сегодня ЖКХ – конкурентная среда, и у жителей всегда есть возможность выбора управляющей компании. Но жилищно-коммунальное хозяйство – в отличие от всех других отраслей экономики касается каждого из нас и каждый день. Поэтому так много вопросов и обращений. Бывает, жалобы и обращения от жителей поступают от недостатка информации. В этом случае или управляющая компания не в полной мере информирует людей, или сами жители не посещают общедомовые собрания, не читают информацию на сайтах компании, в газетах и т. д. Сложность и в том, что ЖКХ - сфера очень зарегламентированная. Каждый год выходит очень много нормативных документов, регулирующих работу ЖКХ, и разобраться в них бывает трудно даже специалистам. Что же говорить о простых жителях, которые хотят разбираться во всех тонкостях технологии и экономики жилищно-коммунального хозяйства?
– Население задолжало громадные суммы за жилищно-коммунальные услуги. По России это около 600 миллиардов, по Иркутской области – 7 миллиардов рублей. Как найти выход из этой ситуации?
Максим Тельтевский:
– Проблема жилищно-коммунальных долгов очень серьезная. Из-за того, что недостает денег в отрасли, ветшают инженерные сети, дома не в таком хорошем состоянии, как хотелось бы. Но безвыходных ситуаций не бывает. Если человек не может платить за жилищно-коммунальные услуги, он может обратиться за жилищной субсидией. Федеральные и региональные власти имеют право устанавливать льготы по квартплате для определенных категорий граждан. К сожалению, как показывает жизнь, сегодня большинство неплательщиков – это те, кто может платить, но не платит. А самые дисциплинированные и ответственные плательщики среди всех собственников жилья – пенсионеры, которых никак не назовешь самыми обеспеченными гражданами.
– Сколько в Иркутской области управляющих компаний? По каким критериям оценивается их работа?
М. Дамешек:
– На территории нашей области порядка 200 управляющих компаний. СРО «Содружество ЖКХ» ежегодно устраивает проверки и проводит мониторинг управляющих компаний, в наших критериях около 35 показателей. Один из основных - соблюдение действующего законодательства: насколько юридически чисты учредительные документы, договоры на управление многоквартирными домами. Другой критерий – своевременный расчет с поставщиками коммунальных услуг, ведь еще существует порочная практика, когда деньги, собранные за коммунальные услуги, управляющие компании не перечисляют поставщикам, а расходуют на какие-то другие нужды. Так же обращаем внимание на применение энергосберегающих технологий, именно внедрение таких технологией позволит жителям впоследствии экономить на оплате коммунальных услуг.
– У нас в микрорайоне Солнечном сначала установили вкопанные контейнеры, но они не работают. Теперь поставили пластиковые контейнеры. Почему так происходит?
М. Дамешек:
– Есть такой факт. Эти закопанные контейнеры, их еще называют «молоки», устанавливались не за счет жителей Солнечного, а за счет городского бюджета. Зачем они устанавливались и почему не работают, надо спрашивать у городской власти. Управляющие компании должны соблюдать чистоту, санитарные нормы на придомовой территории, поскольку люди «молоками» не пользуются, были приобретены и установлены пластиковые контейнеры. Насколько я знаю, большинство жителей довольны, новые контейнеры удобны в эксплуатации, они закрываются, выгрузка и вывоз мусора теперь происходит без лишнего шума.
– Президент Владимир Путин весной этого года потребовал прекратить «коммунальное людоедство», и правда, в некоторых регионах тарифы оказались «людоедскими», то есть запредельно высокими. А как вы оцениваете повышение тарифов в Иркутской области?
М.Тельтевский:
– Действительно, с 1 июля в Иркутской области выросли тарифы практически на все виды коммунальных услуг. Горячая и холодная вода, отопление подорожали в среднем на 9%, электроэнергия – на 14%. Если мы говорим, что рост тарифов не должен превышать 11%, то в Иркутской области все произошло в соответствии с действующим законодательством. В совокупности рост коммунальных тарифов не превышает допустимого. Еще с 1 июля изменились нормативы потребления коммунальных услуг. В настоящее время есть норматив на индивидуальное потребление и норматив на общедомовые нужды, все эти изменения найдут свое отражение уже в августовских квитанциях.
– Мы сами поставили прибор учета, потом вызвали через управляющую компанию специалиста, чтобы запломбировать счетчик. Специалист пришел, посмотрел и попросил с нас 600 рублей. За что? Мы отказались давать деньги, и пока платим за воду по нормативам.
М. Тельтевский:
– Насколько я знаю, сегодня ни одна управляющая компания не берет деньги за пломбировку приборов учета. Если жители сами установили счетчики, подрядчики управляющей компании приходят и проверяют правильность установки приборов учета. Если прибор жители установили неправильно (а такие случаи бывают), подрядчик может попросить деньги за переустановку прибора или за проверку правильности монтажа. В любом случае он должен предоставить квитанцию, в которой будет указано, сколько денег и за какую работу ему было заплачено.
М. Дамешек:
– У нас есть единый телефон Контакт-Центра - 500-100, если заявка сделана по нему, за нее отвечает управляющая компания. Если просто поймали сантехника на улице – это другой случай. Тогда управляющая компания за результат не отвечает. Поэтому мы всегда жителей призываем делать заявки централизованно через Контакт-Центр, чтобы было с кого спросить.
– Через наш общедомовой прибор учета подключены все магазины вокруг дома, поэтому мы не уверены, что платим только за себя. Но нас не допускают в электрощитовую, чтобы мы могли проверить показания общедомового счетчика.
М.Тельтевский:
– Согласно Постановлению правительства РФ № 354 управляющие компании обязаны предоставить собственникам жилых помещений журналы, где есть показания всех общедомовых приборов учета. Этого достаточно, лазить жителям в ту же электрощитовую или теплопункт не надо, для этого надо иметь специальный допуск. Люди у нас иногда слишком много берут на себя инициативы, но надо понимать, что дом – сложный технический объект, с которым должны иметь дело специалисты.
– Почему я должен платить еще и за какие-то общедомовые нужды? Я плачу за себя по счетчикам, почему я должен платить еще за кого-то?
М. Тельтевский:
– Что такое общедомовые нужды? Я уже упоминал, что многоквартирный дом – сложный объект, в котором есть, как индивидульная собственность – квартиры, так и общедомовая – подвалы, чердаки, подъезды. Понятно, что каждый собственник жилых помещений в многоквартирном доме платит за коммунальные услуги, потребленные в своей квартире. Но коммунальные ресурсы расходуются не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях, которые тоже принадлежат в определенной доле каждому собственнику квартиры: происходит уборка подъездов, поливка газонов, насаждений, заливка катков и т.д. Есть еще технологические моменты, которые касаются всего дома, такие как промывка системы отопления, горячего водоснабжения. В этих случаях тоже расходуются ресурсы, и оплачивать их потребление должны все без исключения собственники жилых помещений в многоквартирном доме.
– Как решается проблема так называемых «резиновых» квартир, в которых проживает гораздо больше жильцов, чем прописано?
М. Тельтевский:
– С 1 июня 2013 года управляющим организациям даны права составлять акты фактического проживания в квартирах, где не установлены приборы учета, и проживает больше жильцов, чем зарегистрировано. На основе этих актов управляющая компания делает доначисление платы за коммунальные услуги. Кроме того, собственник квартиры может быть привлечен к ответственности за нарушение миграционного законодательства и подвергнут штрафу.