Наши боты:
Следите за рекламой
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

За конструкции, размещенные на фасадах жилых домов, собственники имеют право получать дополнительный доход. Все мы понимаем, что в наше время без рекламы не обойтись. Она есть повсюду: на экранах телевизоров, на радио, на улицах, на зданиях. За продвижение своих товаров и услуг рекламодатель платит налоги. Если такая красочная картинка появилась на фасаде жилого дома, он обязан рассчитаться за аренду с собственниками. В противном случае люди имеют законные права потребовать демонтажа рекламной конструкции. Главное – научиться действовать грамотно.

Вот как поступили в подобной ситуации жильцы дома № 28 по улице Колхозной.

Два года назад несколько квартир, расположенных на первом этаже здания, выкупили предприниматели. Они провели ремонт и открыли здесь аптеку. Следующим шагом стала установка двух металлических козырьков над входами в торговый зал. Кроме того, на торцевой стороне здания появился большой рекламный щит.

Действия со стороны бизнесменов вполне логичные, за исключением того, что они не были согласованы с собственниками, живущими в этом доме. А между тем некоторые соседи испытывали большие неудобства. «Ко мне обратилась жительница нашего дома. Окно ее квартиры как раз располагается над одним из металлических козырьков. Она опасалась, что наличие этого козырька облегчит доступ в ее квартиру посторонних лиц. Помимо этого на нем постоянно скапливался мусор, а зимой снег, и это портило вид из ее окна. Неудобства возникали и во время дождя – было слишком шумно», – рассказала одна из собственниц дома Анна Выштыкайлова.

Сначала соседи пытались решить проблему мирным путем: попросили владельцев аптеки снять козырек и перечислить арендную плату за рекламу. Но на такие условия предприниматели не согласились. Они предложили установить на окна квартиры, расположенной над козырьком, защиту от воров – металлическую решетку. Что касается рекламной конструкции, они посчитали, что все сделали по закону, и предъявили соседям разрешение районной администрации.
После этого жильцы-активисты организовали общее собрание собственников, где и узнали полезную для себя информацию: в соответствии с требованиями Жилищного кодекса, любое использование общего имущества – фасадов, подъездов, чердаков, подвалов, прилегающей к дому территории – может производиться, только если с этим согласится 2/3 собственников. Такого согласия владельцам аптеки никто не давал, поэтому люди составили иск и обратились с ним в суд Свердловского района. В конце июля прошлого года суд Свердловского района вынес решение удовлетворить иск собственников. Козырьки были убраны сразу, а вот за рекламный щит владельцы аптеки решили побороться – обжаловали это решение в областном суде. Однако и эта инстанция встала на сторону жильцов – решение районного суда осталось без изменений. В декабре прошлого года рекламная конструкция была демонтирована.

Тогда этот случай называли прецедентом. Сейчас, по прошествии года, практика взаимодействия между жильцами и рекламодателями уже отработана. По словам начальника отдела наружной рекламы администрации Иркутска Алексея Евладова, первое, что должны сделать собственники при размещении на их доме рекламной конструкции, – обратиться в свою управляющую компанию, чтобы выяснить, насколько эти действия были законны: «В идеальном варианте, любая конструкция рекламного содержания может появиться на здании лишь после проведения общего собрания собственников. С этим должны согласиться не менее 2/3 собственников жилых помещений. При этом доход от аренды фасада здания может направляться на текущий ремонт дома или перечисляться на индивидуальные счета соседей. В ряде случаев мы сталкиваемся с проблемой, что несколько лет назад разрешение на рекламную конструкцию собственники выдавали, но за это время в доме появились новые жильцы, которые не согласны с прежним решением. Их право – обжаловать прежнее решение. Для этого необходимо инициировать общее собрание и принять новое решение».

Однако чтобы взаимодействие получилось наиболее эффективным, нужно за несколько дней до проведения общего собрания уведомить об этом владельца рекламы (как правило, контактные телефоны есть в рекламе). Кроме того, необходимо пригласить на обсуждение вопроса представителей управляющей компании, которые обладают наиболее полной информацией о договорных отношениях по обслуживаемому фонду и могут представить ее собственникам и рекламодателям. Если выяснится, что разрешений на использование общего имущества под рекламу предпринимателям никто не выдавал, и они, в свою очередь, не соглашаются разрешить конфликт по-мирному, имеете право подать судебный иск. На этом этапе можете рассчитывать на помощь специалистов отдела наружной рекламы комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ), которые также подготовят всю необходимую информацию о выдаче разрешений на рекламу, а после судебного решения о демонтаже проконтролируют его исполнение.
Как пояснил Алексей Евладов, в настоящее время проблема с наружной рекламой на фасадах жилых домов очень актуальна, поэтому в КУМИ решили подготовить специалиста, который будет заниматься исключительно этой проблемой: «Сейчас наш специалист внимательно изучает всю необходимую для работы законодательную базу. Предполагается, что в ближайшее время он займется сбором и анализом информации по размещению рекламных конструкций на жилых домах в Иркутске. У нас налажено тесное сотрудничество с управляющими компаниями. В случае если будет установлено, что реклама находится на доме незаконно, будем выносить предписание о ее демонтаже с отнесением расходов на счет владельцев конструкции. Несмотря на это, мы просим собственников проявлять активность – следить за законностью появления рекламы на жилых домах и при возникновении спорных ситуаций инициировать проведение общих собраний, где будет вынесено решение о дальнейших действиях соседей – либо соглашаться с ее размещением и получать доход, либо подавать судебный иск с требованием убрать незаконную рекламу».

Елена Степанова