12 сентября рейд по взысканию долгов за услуги ЖКХ судебные приставы совместно с представителями ОАО «Западного управления ЖКС» провели в иркутском микрорайоне Первомайский. По словам эксперта по юридическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Ирины Кустовой, на сегодняшний день долг населения перед этой управляющей компанией составляет 452 млн рублей. К примеру, в доме № 3 микрорайона Первомайский жители не доплатили поставщикам жилищных и коммунальных услуг 1,2 млн рублей.
«Во время рейдов всем должникам, в отношении которых есть исполнительные листы, вручаются уведомления о необходимости погасить долг в пятидневный срок. Если по истечении этого времени собственник не погашает весь долг или не заключает соглашение с управляющей компанией на погашение долгов в рассрочку, начинают действовать принудительные меры. К ним относится арест имущества и банковских счетов, запрет на выезд за границу, а также взыскание дополнительных семи процентов от суммы долга в пользу государства», — пояснила судебный пристав Ольга Власова. В ходе рейда в микрорайоне Первомайский должникам вручили уведомления, а также произвели опись имущества в одной квартире.
Дом-миллионник
60-квартирный дом под номером три в Первомайском находится в «чёрном» списке, его общая задолженность — почти миллион рублей. Внушительная «делегация» из судебных приставов, сотрудников управляющих компаний, ЖКХ, полиции и журналистов прошлись по неплательщикам в вечернее время. Этот дом неблагополучным назвать трудно, в подъездах чисто, поставлены пластиковые окна, новая кровля, а в подвале, говорят, можно жить, очень чисто и тепло. Недавно здесь провели капитальный ремонт.
Главный инженер подрядной организации Юрий Замараев сетует, — должники живут за счёт соседей, ведь подъезды убирают, дворники работают, периодически управляющие компании делают ремонт. А должники как не платили, так и не платят. В целом ситуация по Иркутску тяжелейшая.
Квартира № 60 должна порядка 120 тысяч, в ней прописаны шесть человек. На звонок никто не отвечает. Соседка говорит, что здесь живёт только один мужчина, периодически злоупотребляющий алкоголем. По её словам, ещё четыре года назад у него была большая семья, но вот уже как два года он один, с этого времени и начал копиться долг.
Следующая квартира № 65, сумма долга составляет 104 тысячи. Как оказалось, жилплощадь уже два года находится в аренде. Арендаторы про долги знают, о чём неоднократно говорили хозяйке, она же в свою очередь утверждала, что частями их закрывает. В итоге, квартирант пообещал погасить долги вместо хозяйки — за счёт своей квартплаты. Судебный пристав пытается разузнать, что из мебели и техники принадлежит хозяйке. После долгих разъяснений всё же удаётся выяснить, что из её мебели — только старенький сервант. Оставив растерянному квартиранту судебное извещение, «делегация» отправляется к следующей квартире.
Ещё одна квартира № 84 должна более 70 тысяч, срок долга уже два года. Дверь открывает женщина, представляется Евгенией. От долгов не отказывается, но говорит, что всем ведает её отец, которого, впрочем, не оказалось дома. Судебный пристав начинает описывать мебель. Евгения с неохотой ищет документы на технику. Из ценного пристав выделяет два телевизора, музыкальный центр, и мебель. Семью нельзя назвать благополучной, видно, что здесь живут любители горячительных напитков и, скорее всего, причина неуплаты кроется как раз в этом.
Решение проблемы
Ситуация в Иркутске по долгам за коммунальные услуги, действительно, очень сложная, долги как снежный ком, начали расти ещё с лихих 90-х. Общая сумма задолженности составляет более миллиарда рублей, и с каждым годом она только увеличиваются. И чтобы хоть как- то улучшить ситуацию в ЖКХ начали применять нововведения. К примеру, сотрудничество с банками. Ирина Кустова отметила, что еще в досудебном порядке всем собственникам, за которыми числится долг, сотрудники управляющих компаний предлагают составить график его погашения с рассрочкой до одного года. Однако на это соглашаются не более сорока процентов неплательщиков. В большинстве случаев приходится решать эту проблему через суд. Помимо этого, управляющие компании имеют право ограничивать должникам некоторые виды коммунальных услуг — электроэнергию, горячее водоснабжение и водоотведение.
— Мы направляем в банки данные о неплательщике, — рассказывает эксперт по правовым вопросам Ирина Кустова, — и банк через банккарту автоматически списывает сумму долга. Эта мера действует с августа этого года. По количеству должников, которые после списания долга обращаются в управляющие компании, можно сказать, что она действенная. Понятное дело, что все возмущаются, но потом долги всё же начинают оплачивать. Единственное, что нас сильно тормозит, это федеральный закон 152 о защите персональных данных.
Выход из сложившейся ситуации, многие представители управляющих компаний видят в создании обменного фонда.
— Выселять злостных неплательщиков закон позволяет, — говорит инженер подрядной организации Юрий Замараев — но проблема в том, что их некуда выселить. Переселив должника из трехкомнатной квартиры в однушку, к примеру, и продав его трёшку, можно закрыть долги. Показательное переселение за долги, думаю, многих заставило бы задуматься. В Октябрьском районе есть постановление суда о выселении должника, но опять же их выселить некуда. Хочу отметить, что в Омске, Томске и Красноярске такая система хорошо отлажена и действенно работает.
При этом специалисты в сфере ЖКХ говорят, что в ближайшее время федеральные законодатели собираются ужесточить меры борьбы с должниками — повысить размер пени за просрочку платежей, а также запретить любые сделки с недвижимостью до погашения долгов.
Источник информации: Пресс-служба «Содружества ЖКХ» и «Аргументы и Факты»