На площадке Народного фронта состоялось экспертное совещание по проблемам капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). По мнению экспертов ОНФ, «болевыми точками» реализации программ капремонта в настоящее время являются ненадлежащее качество работ и срыв сроков их выполнения, нечеткое взаимодействие управляющих компаний с региональными операторами, а также неиспользование всех собранных с жителей денежных средств на капремонт. Все прозвучавшие предложения по решению проблем капремонта будут обсуждаться в конце мая на круглом столе с участием представителей Минстроя РФ.
По данным Минстроя РФ, в 2016 г. было запланировано проведение капремонта в 47 тыс. 146 домах общей площадью 155,7 млн кв. м, в которых проживают порядка 5,7 млн человек. Однако ремонт был завершен только в 41 тыс. 424 домах, то есть 5 тыс. 722 дома (12%) не были отремонтированы. Таким образом, план работ по капремонту на 2016 г. был выполнен не в полном объеме. По предварительным данным, Ульяновская область выполнила лишь 39% от запланированного, Магаданская область — 35%, Нижегородская — 35%, Омская область — 31%. Эксперты ОНФ считают, что срыв программ капремонта произошел в результате некачественной работы организаций-подрядчиков, а также затягивания с оформлением необходимых документов.
Одной из главных проблем нынешней системы капремонта является низкое качество работ. Отмечались неоднократные случаи, когда лица, ответственные за приемку работ, подписывали акты, несмотря на многочисленные недостатки проведенного капремонта. По итогам опроса весной 2016 г. ОНФ выявлял, что в 24 из 72 регионов, где прошел мониторинг, более 50% жителей не удовлетворены качеством капремонта.
«Предлагаю увеличить число жителей, принимающих данные работы. Кроме того, при подготовке и проведении конкурсных процедур так и не получили достаточной проработки квалификационные требования к участникам конкурсов, не учитывается необходимость квалификационного отбора при формировании реестра подрядчиков. Серьезное упущение в процессе и проведении капремонта общего имущества МКД — отсутствие государственного строительного надзора. В настоящее время контрольные функции за процессом капитального ремонта полностью возложены на структурные подразделения фондов капремонта, надзор не осуществляется», — считает руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Санкт-Петербурге, член регионального штаба ОНФ Павел Созинов.
Руководитель некоммерческого партнерства (НП) «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что нужно обязать фонды и заказчика размещать проекты и сметы в свободном доступе — на их официальных сайтах. «Это усилит ответственность исполнителей проектов, так как в этом случае их сможет проверить любая конкурирующая фирма, собственники или общественные организации», — отметила она.
Еще одна проблема — отсутствие взаимодействия управляющих компаний с региональным оператором, который в одностороннем порядке решает, какой объем работ по капремонту осуществлять без учета конструктивных особенностей здания.
«В этот процесс должны включиться представители управляющих компаний совместно с собственниками помещений, причем на всех этапах капремонта — от стадии разработки проекта до приемки акта выполненных работ. Предлагаю продумать механизм такого взаимодействия», — заявил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» в Саратовской области, председатель Союза управляющих организаций Саратовской области Михаил Жуковский.
В ряде регионов МКД, нуждающиеся в капремонте, по непонятным причинам не включаются в соответствующую программу, несмотря на то, что финансовые средства на это есть. Получается, что собранные с граждан средства на капремонт оседают на счетах регоператора. Так, например, как отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Курганской области Евгений Симонов, в регионе на капремонт было собрано 1 млрд 100 млн руб., а будет потрачено всего 305 млн руб.
По итогам мониторинга, проведенного ОНФ осенью 2016 г., было установлено, что максимальное количество неизрасходованных средств зафиксировано на счетах регоператоров Иркутской области (1 млрд 825 млн руб.), Ханты-Мансийского автономного округа (1 млрд 714 млн руб.), Красноярского края (1 млрд 687 млн руб.), а также Владимирской, Тверской и Волгоградской областей, Хабаровского, Пермского, Краснодарского краев и Кабардино-Балкарской Республики.
«На сегодняшнем совещании мы обозначили болевые точки реализации программы капитального ремонта в регионах. Программа действует уже не первый год, и говорить о том, что эти проблемы уйдут сами собой в процессе отлаживания системы, нельзя. Мы просим региональные штабы ОНФ подготовить свои предложения по тому, как решать эти проблемы. В конце мая состоится круглый стол по проблемам капремонта, где ожидается участие представителей Минстроя РФ. Надеюсь, все вместе мы сдвинем ситуацию с мертвой точки», — резюмировал президент Института специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) НИУ «Высшая школа экономики», эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Павел Жбанов.
Источник информации: Общероссийский народный фронт