Иметь долги по оплате услуг ЖКХ опасно. Помимо того, что вы можете лишиться воды и света, вы также рискуете остаться с пустым счетом, получить запрет на выезд за границу, потерять имущество и даже квартиру. Последнее возможно, только если в собственности у должника несколько квартир. Однако в ближайшем будущем под прицелом у приставов может оказаться единственное жилье. О том, какие меры применяются сегодня к должникам, что ждет их в будущем и как иркутяне «зарабатывают» себе коммунальные долги, читайте в нашем материале.
В конце 2016 года министерство юстиции вынесло на общественное обсуждение законопроект, дающий возможность изымать единственное жилье должника. По мнению авторов проекта, эта мера должна дисциплинировать людей. Если у человека образуется долг, к примеру, перед банком или большая задолженность по оплате услуг ЖКХ, которую он не может погасить, значит, живет он не по средствам.
Продавать «единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение» можно при двух простых условиях: если площадь квартиры в два раза превышает законодательно утвержденную норму (Примечание редакции: 42 квадрата — необходимый минимум для двух человек), а цена — двукратную стоимость жилого помещения, полагающегося ему по закону. При этом у должника не должно быть денег и имущества, которое можно было бы продать для возврата долга. Остаток вырученных за жилье средств после погашения долга предлагается возвращать должнику.
Фото с сайта realty.newsler.ru
Заместитель председателя Совета по правам человека при президенте РФ Евгений Бобров отметил, что в той редакции, в которой он внесен, закон оптимален, потому что направлен «в основном на богатеньких».
— Если кто-то не платит по своим долгам, то мера, предложенная министерством, в принципе, оптимальный вариант, — утверждает Евгений Бобров. — Последнего жилья они не лишаются, они просто меньшее могут приобрести.
Но так ли обстоят дела в реальности? Кто они, злостные неплательщики? Те самые «богатенькие», о которых говорит чиновник? И какая категория граждан скорее всего окажется под ударом?
Взыскание долгов
В 2016 году задолженность населения Иркутской области по ЖКХ выросла в два раза и составила более 2,5 миллиарда рублей. В среднем это 18 тысяч рублей на человека. В прошлом году 44 тысячи человек погасили долг. А с начала 2017 года уже удалось взыскать 79 миллионов рублей.
По словам и. о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Иркутской области Елены Викторовны Солодухи, среди должников за услуги ЖКХ есть как благополучные, так и неблагополучные граждане. Однако причины, чтобы не платить, у них разные.
— Благополучные — те, кто почему-то позволяют себе платить раз в год, когда управляющая компания уже обратилась в суд, — поясняет Елена Викторовна. — Такие должники оплачивают 100-200 тысяч единоразово. Они говорят, что им проще один раз к нам прийти, чем оплачивать каждый месяц. В этом случае они намеренно нарушают договорные отношения с УК. К ним применяются штрафные санкции — пени, судебные издержки за обращение УК в суд, исполнительский сбор и штраф за несвоевременную оплату долга.
На 1 января 2017 года у 12 тысяч пенсионеров взыскивают задолженность по ЖКХ из пенсии.
Но есть и те, кто попросту не имеет средств оплатить услуги ЖКХ. Среди них много пенсионеров. Основной способ взыскания с них, согласно закону РФ, удержание 50% средств из пенсии в счет погашения долга. По словам специалиста, в прошлом году должников стало в два раза больше. Причина проста — снижение платежеспособности населения.
Елена Викторовна рассказывает, что меры по взысканию задолженности в сфере ЖКХ применяются согласно закону РФ, никаких региональных особенностей нет:
— Если долг менее 3 тысяч рублей, мы имеем право обратить взыскание либо на доходы должников — это заработная плата, пенсия, пособия, либо на денежные средства на счетах. При долге свыше 3 тысяч мы можем наложить арест на имущество и продать его с целью погашения задолженности. Свыше 10 тысяч рублей — и мы ограничиваем право выезда за пределы РФ.
Автор фото Валерия Алтарёва
В 2016 году из 1,99 миллиона исполнительных производств в каждом девятом случае ограничили право выезда должников за пределы РФ. В этом году приставы намерены ограничить выезд каждому пятому. Арест имущества осуществили в каждом 97-м случае. В нынешнем году планируют в каждом 70-м.
— За 2016 год 64 тысячи производств обращено на взыскание денежных средств, — сообщает Елена Викторовна. — 20 тысяч арестов наложено на имущество. 64 тысячи счетов заблокированы.
Кстати, по словам специалиста, блокировка счета очень хорошо стимулирует людей к погашению долга. Эта мера применяется часто, так как заблокировать счет легче всего. «У нас практически со всеми банками области налажено электронное взаимодействие», — утверждает и. о. начальника отдела. Пристав в базе данных создает постановление, и уже на следующий день банк накладывает арест. Это всё делается быстро, буквально за ночь.
— В отношении транспорта за 2016 год было вынесено постановление о запрете на регистрацию по девяти тысячам дел, — поясняет Елена Викторовна. — Что это значит? Например, у собственника есть долг. В качестве обеспечения гарантии того, что машину он не продаст, мы накладываем на нее арест. По сути, мы выносим постановление о запрете на проведение регистрационных действий в отношении транспорта. ГИБДД исполняет его. В итоге должник не сможет продать или переписать машину, пока не погасит задолженность.
Фото с сайта правозащита38.рф
— Однако все эти цифры не отображают реального положения дел, — сообщает Елена Викторовна. — Дело в том, что в суды за принудительным взысканием задолженности управляющие компании обращаются не по всем случаям. Поэтому у некоторых собственников долг растет, а УК бездействуют. Иногда УК обращаются к нам напрямую. В таких случаях мы, без судебного решения, не имеем право начинать делопроизводство. Чтобы взыскать долг с собственника, УК должна обратиться в суд, так как, подчеркиваю, мы работаем только на основании решения суда.
Специалист рассказала, что задолженность взыскивается либо с собственника, либо со всех прописанных в квартире жильцов. «Если прописан, значит, будешь платить, не имеет значения собственник ты или нет», — объяснила Елена Викторовна.
В 2016 году приставы взыскали на 105 миллионов больше, чем в 2015-м. 31% всех дел окончен фактическим исполнением (на 26% больше, чем в 2015 году). Взыскать удалось 485 миллионов рублей.
— Если собственник там не проживает и имеет еще одну квартиру в собственности, тогда мы можем наложить на часть второй квартиры арест, — рассказывает и. о. начальника отдела. — И также в счет задолженности в дальнейшем реализовать ее с целью погашения долга. Учет именно таких случаев, когда арест накладывается на жилье, у нас не ведется. Но прецеденты есть.
Елена Викторовна говорит, что если нет возможности оплатить коммунальные платежи, необходимо обратиться в УК за заключением мирового соглашения о погашении долга до того, как компания обратится в суд. Только так можно договориться о рассрочке.
Фото с сайта 1pnz.ru
— За невыполнение требований судебных приставов мы вправе составлять административный протокол и назначать административные наказания. Это штраф от тысячи рублей. Если после всех мер, штрафов должник не платит, мы ждем, когда у него появится какой-либо официальный доход или имущество. Долг сам по себе не списывается. По всем должникам проводится полная проверка раз в три месяца. Мы получаем ответы из Росреестра, банков и ГИБДД.
Истории иркутян
Елена рассказала, что несколько лет назад она с мужем купила квартиру в поселке Березовом. Через год мужу предложили работу в другом городе на Сахалине. И они переехали.
— Квартиру в Иркутске приняли решение сдавать, — вспоминает она. — Квартплату мы разделили с арендаторами: оплата за квартиру — это мои расходы, а электричество, телефон, интернет и охрана — жильцов. За квартиру платила сестра моего мужа. Я ей каждый месяц перечисляла деньги на карту. Прожили мы по такой схеме несколько лет. И никаких проблем не было.
Елена вспоминает, что три месяца назад ей позвонили жильцы, которые сообщили, что им принесли судебное постановление о взыскании задолженности за коммунальные услуги в размере 48 тысяч рублей. В письме был указан срок погашения долга — 5 дней.
— Звоню родственнице, спрашиваю «где деньги и почему не оплачены услуги ЖКХ почти за два года». В ответ, как и следовало ожидать, только молчание. Приехать тогда в Иркутск не было никакой возможности, чтобы разобраться с ситуацией. Погасить всю сумму сразу — тем более. В итоге у меня с карты списали часть долга. Так как я не сталкивалась с такой ситуаций ранее, то для меня это был, конечно, шок. В ближайшее время планирую внести оставшуюся сумму долга — 7500 рублей.
Другая иркутянка, Ольга, также оказалась в должниках, однако по другой причине. Женщина рассказала, что с мужем они долгое время жили в коммунальной квартире. И когда родился ребенок, задумались о покупке собственной.
— Средств было немного, — вспоминает она. — Был вариант либо брать ипотеку, либо искать совсем недорогое жилье. И как раз мне подруга рассказала, что ее знакомые продают квартиру в Ново-Ленино по сказочной цене. «Однушка», убитая, но остановка недалеко, рядом детский садик. В итоге мы купили квартиру, в которой проживали и были прописаны прежние жильцы. С ними была договоренность, что они подают документы на выписку в день оформления сделки, что они и сделали.
Ольга сообщила, что в итоге выселять жильцов пришлось через суд. И стало это возможным только лишь спустя 1,5 года. Оказалось, что всё это время они не оплачивали коммунальные платежи.
— Теперь на мне висит долг по ЖКХ как на владельце квартиры, — рассказывает она. — Семья — муж с женой, которые были прописаны в квартире, когда-то давно были ее собственниками. Потом они продали жилье, и после этого квартира еще два раза перепродавалась. Всё это время они жили в ней.
Ольга знала, что в квартире продолжают проживать бывшие собственники. Но, по ее словам, никаких ограничений на квартире не было. Более того, была устная договоренность с жильцами о том, что они выпишутся и съедут сразу после сделки.
— Я лично с ними разговаривала об этом. Но в день передачи ключей вдруг перестали отвечать на звонки. Позже от них пришло сообщение, что им некуда съезжать. За 1,5 года они подавали на меня в суд дважды: первый раз пытались оспорить саму сделку, второй — о незаконном их выселении. В обоих случаях суд выиграла я. Нам удалось их выселить. Однако теперь на мне долг за коммуналку 39 100 рублей.
Анастасия Маркова, ИА «Иркутск онлайн»
Источник информации: Irk.ru