Наши боты:
В Минрегионразвития РФ рассмотрят предложения с мест о корректировке правил предоставления коммунальных услуг
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

РГ

В областях Центральной России подготовили предложения по изменению федеральных правил предоставления услуг ЖКХ, зафиксированных в постановлении правительства N 354.

Наступивший год четко обозначил - не все утвержденные нормы оказались идеальны. Поэтому во многих субъектах в январе резко возросли жилищно-коммунальные платежи - даже без какого-либо повышения тарифов. Правительство предложило регионам выяснить, что в первую очередь следует изменить в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных и жилых домах, чтобы исправить ситуацию.

Удар по добросовестным

Поручили эту работу государственным жилищным инспекциям. И неспроста. Например, в Липецкой области, с тех пор, как вступили в действие обновленные правила, количество обращений в жилинспекцию увеличилось более чем вдвое. Липчан возмущают не только возросшие платежи за ЖКУ, но и то, что в отдельных ситуациях плата за общедомовые начисления превышает показания индивидуальных счетчиков в десятки раз. При этом весь удар принимают на себя, как правило, добросовестные плательщики, установившие индивидуальные приборы учета и старающиеся экономить каждый киловатт и кубометр. Им приходится платить и за себя, и за так называемые "нулевые квартиры" (в них никто не прописан, но фактически есть жильцы), и за тех, кто подает уменьшенные показания по приборам учета либо оплачивает ЖКУ по нормативам.

Собственники жилья, поставившие в своих квартирах счетчики, уверены, что платить должны именно в соответствии с показателями этих приборов. И вполне можно понять возмущение людей, когда им приходят "нереально большие" счета за места общего пользования, - полагает и замначальника государственной жилищной инспекции Тульской области Владимир Логинов.

Согласно законодательству, прежде чем выставлять гражданам требования оплатить "общий свет", требуется определять долю каждого собственника жилья в совокупном количестве потребленного ресурса. Однако, по мнению специалиста, который отправил в минрегионразвития обобщенные в регионе предложения, норма, установленная в постановлении N 354, не определяет эту долю, а лишь фиксирует дельту - разницу между общедомовым счетчиком и квартирным.

- Следовательно, норма вступает в конфликт с вышестоящим законом, - поясняет Владимир Логинов.

В Орле право подготовить поправки в постановление доверили еще и членам Общественного совета по проблемам ЖКХ при горсовете. Возглавляет его мэр Сергей Ступин, в состав входят депутаты и общественники - председатели ТСЖ, домовых комитетов и территориальных органов самоуправления.
Первое, что им бросилось в глаза при анализе, - сложность языка, которым написано постановление. Простых предложений в нем почти нет, фразы "перегружены причастными и деепричастными оборотами". В конце читатель забывает, о чем говорилось в начале. А некоторые пункты, как уверяют общественники, им вообще не удалось понять.

- Даже опытному юристу, специализирующемуся на вопросах ЖКХ, многие нормы понять тяжело, не говоря уже о рядовых гражданах, - говорит председатель ТСЖ Алексей Кузьмин. - Нормативные документы надо излагать более простым и понятным языком, чтобы не возникало разночтений и двойных толкований.

Пока же неоднозначные пункты в документе есть. Так, потребитель должен платить только за предоставленные услуги, но гражданам выставляют счета и за непредоставленные - это касается общедомовых нужд (ОДН). В большинстве домов нет общедомового имущества, потребляющего коммунальную услугу. Однако в методиках имеются формулы, по которым плата за ОДН может быть начислена, даже если услуга не предоставлена.

С сентября 2012 года количество обращений граждан в жилищную инспекцию увеличилось более чем в два раза

В качестве примера в общественном совете приводят ОДН на горячую и холодную воду. Чиновники объясняют: вода нужна, в частности, для мытья подъезда. Но везде ли есть специальный кран, котором пользуются при уборке?

Обычно воду набирают в квартире, собственник которой и так за нее платит. Но в правилах это не учтено. Там указан лишь один способ распределения объема данной коммунальной услуги. Орловцы предлагают предусмотреть и другие варианты.

- В ряде домов все-таки есть так называемые точки разбора, из которых берут воду для мытья подъездов, полива цветника и других общедомовых нужд, - дополняет Владимир Логинов. - С точки зрения банальной логики, зимой расходы на ОДН должны сократиться почти до нуля. Но, если верить показаниям общедомового счетчика, этого не происходит, и жители многих домов круглый год обильно поливают водой и весь двор, и подъезды.
Дельта между показаниями счетчиков может появляться по разным причинам, напоминают специалисты. Основные - сверхнормативное потребление воды и ее утечки. Так, в одной из тульских квартир предприимчивые люди установили с десяток стиральных машин, прописан же там был один человек. Норма потребления воды была превышена в сто раз. А плата за потребленную воду распределялась между всеми жителями дома.

Бедой липчан стали так называемые "нулевые квартиры" - в них по документам никто не живет, но на практике они сдаются внаем. Чтобы определять фактический объем потребления коммунальных услуг такими жильцами, по мнению руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области Сергея Шкляра, необходимо предусмотреть в законодательстве беспрепятственный доступ в квартиры для представителей управляющих и обслуживающих организаций, ТСЖ и ЖСК с участием представителей советов многоквартирных домов.

В случае же образования утечек "израсходованную" воду должна оплачивать управляющая компания. Но, по словам специалистов, ничего подобного не наблюдается: все расходы несут добросовестные граждане.

Магнитом - по счетчику

Еще хуже обстоит дело с оплатой электроэнергии. С одной стороны, сами жители частенько "мутят" с показаниями счетчика. Так, однажды жилинспекции Тульской области пришлось разбирать жалобу по поводу переплаты за МОП в небольшом 12-квартирном доме. Оказалось, там буквально в каждой квартире на счетчиках стояли магниты, тормозящие их работу. С другой стороны, как правило, не подлежит учету электричество, которое требуется для работы домофонов, кабельного ТВ и Интернета. Все компании, устанавливающие в подъездах такое оборудование, должны заключать соответствующие договоры с УК. Но куда проще "размазать" оплату по добросовестным собственникам жилья.

Чтобы частично решить эту проблему, в жилищной инспекции Липецкой области предлагают проводить начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по увеличенным нормативам для собственников, не оборудовавших помещения индивидуальными приборами учета. Или же распределять разницу между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных ресурсов на собственников, не установивших ИПУ.

Кроме того, липчане предлагают при начислении платы за услуги в местах общего пользования учитывать те площади, где потребление коммунального ресурса предусмотрено проектными решениями. Поскольку существующая методика расчета размера платы за коммунальные услуги на ОДН требует использования в расчетах общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома - чердаки, подвалы. Но фактически коммунальные ресурсы там обычно не потребляются.

Ряд вопросов можно снять уже на стадии проектирования будущего жилья. Для этого необходимо оборудовать многоквартирные жилые дома инженерной инфраструктурой с горизонтальной разводкой с установкой индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных услуг и первого отключающего устройства на лестничных клетках. По словам Сергея Шкляра, это позволит предотвратить несанкционированное подключение оборудования к общедомовым сетям, а также облегчит контроль показаний индивидуальных приборов учета.

К вопросу об ОДН серьезно отнеслись и орловские эксперты, тем более что в регионе его обсуждают давно. Здесь в декабре был издан приказ об установлении нормативов на ОДН, однако под давлением общественности его введение в действие отложили до мая.

В случае образования утечек воды убытки должна оплачивать УК, но, как правило, все расходы несут добросовестные граждане

- Мы предлагаем включить норму, позволяющую начислять потребителям плату за коммунальные услуги на ОДН в пределах лимитов - предельных объемов платежей, - говорит зампредседателя Орловского горсовета Михаил Верижников. - И прописать, что оплата коммунальной услуги на ОДН не должна производиться, если такая услуга не предоставлена.

Проверить автоматикой

По словам Михаила Верижникова, в постановление надо также включить норму, позволяющую при наличии в многоквартирном доме специальных приборов учета коммунального ресурса рассчитывать плату исключительно с использованием их показаний. Кроме того, надо "конкретно прописать понятие "коллективный (общедомовой) прибор учета" и указать, входит ли в него автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ).

Многие в ней видят "панацею". Подмечено, что у жильцов домов, оборудованных АСКУЭ, нет проблем с начислением платежей. Система автоматически снимает показания и отправляет их поставщику ресурса. И люди видят, за что и сколько они платят. Но АСКУЭ есть не во всех домах. Члены Совета задались вопросом: за чей счет оборудовать ею дома? Взвалить на плечи собственников или поставщиков ресурсов? Ведь такие системы, как и другие счетчики, должны перейти в общедомовую собственность или в собственность коммунальщиков.

Кстати, в Липецке в одной из многоэтажек на проспекте Победы жильцы и управляющая компания договорились о внедрении автоматических систем учета электроэнергии. И теперь доначисления по небалансам там сократились с 87 процентов до 15. Такая система может контролировать и расходы воды с отоплением. И что важно - регулировать подачу ресурсов в каждую отдельную квартиру. Этим опытом уже заинтересовались энергосбытовые компании Липецка. Но на оборудование только одного липецкого дома понадобилось 850 тысяч рублей. То есть без поддержки на государственном уровне здесь не обойтись.

По мнению Владимира Логинова, внедрение автоматизированных систем важно еще и потому, что необходимо показания всех счетчиков в доме снимать в один день. Разница даже в сутки дает серьезный сбой, требующий корректировки показателей. При этом, по мнению эксперта, ресурсоснабжающие организации, имея полное право на получение денег, не должны сами делать расчеты, поскольку не в их интересах вдаваться во все нюансы, которые влияют на итоговые суммы в платежках. Этим должна заниматься организация, отвечающая за все в доме. Например, та же управляющая компания.
Здесь, кстати, мнения специалистов разошлись.

- Члены орловского Совета предлагают возложить обязанности по начислению платежей за коммунальные услуги, сбору показаний счетчиков, доставке квитанций и взысканию долгов не на УК, а на поставщиков ресурсов, - заметил Михаил Верижников.

А в Госжилинспекции Липецкой области считают необходимым конкретизировать допустимые сроки проверки, а также сроки ремонта общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов (не более трех месяцев). Кстати, сейчас в России очень мало единых сертифицированных центров, обеспечивающих эксплуатацию, ремонт и проверку таких приборов. И липчане, чтобы восстановить счетчик или проверить его исправность, вынуждены отправлять прибор в Санкт-Петербург. Это весьма затратно - и по деньгам, и по времени. Если бы такие центры были созданы в регионах, это сняло бы немало проблем.