Наши боты:
Капризный лифт
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

МК

Лифты в многоквартирных домах Иркутска становятся предметом роскоши. До конца 2014 года в областном центре подлежат остановке и замене 75 лифтов по причине истечения срока службы. В этом году за счет средств мэрии в размере 20 млн руб. планируется отремонтировать последние 14 лифтов на средства долгосрочной целевой городской программы. Еще на 21, подлежащий замене по рекомендации Енисейского управления Ростехнадзора, средств нет. Но даже если бы они и были, мэрия, согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс, выполнять эти обязательства не сможет. Заботиться о замене лифтов, отслуживших свой срок, — теперь финансовая обязанность собственников многоквартирных домов.

«Это не значит, что кому-то повезло, а кому то нет, — говорит начальник отдела управления и содержания жилого фонда комитета по ЖКХ администрации города Татьяна Граматчикова. — При выборе, какие лифты отремонтировать в этом году, мы смотрели в первую очередь на их техническое состояние. На муниципальные образования не возложена обязанность проводить ремонт, это их право, при условии выделения бюджетных ассигнований и возможности. А согласно Жилищному кодексу, содержать общее имущество — обязанность собственника».

Однако новшества, из-за которых администрация не может теперь за счет средств городского бюджета менять лифты, связаны с изменениями в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По словам Татьяны Граматчиковой, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области разработает соответствующие нормативные акты к этому закону.

Лифты станут дорогим удовольствием еще и потому, что постановлением правительства они признаны инженерным объектом повышенной опасности, следовательно, должны быть жильцами застрахованы. «Вал дополнительных издержек, которые требуют денежных вложений со стороны жильцов, приведет к тому, что социальная напряженность будет расти», — считает заместитель генерального директора «Южного управления ЖКС» Владимир Васильев.

Первыми в очереди на остановку стали лифты в домах микрорайонов Университетский, Первомайский, Солнечный, Нижняя Лисиха, Куйбышевский и Ленинский, а также улицы Байкальской. Они будут подвергнуты экспертизе, и в случае соответствия техническим параметрам им продлят срок эксплуатации на один или два года. Но в конечном итоге все лифтовое хозяйство нужно менять. Возникает вопрос: на какие средства это делать? Примерная стоимость замены одного лифта 1,5 млн рублей. Если взять один подъезд 9-этажного дома, в котором в среднем 36 квартир, получится примерно по 42 тыс. рублей на одну квартиру. Для большинства это огромные деньги. Если взять многоэтажный дом, то людей, которые проживают на 8—9 этаже, больше всего волнуют лифт и кровля. Жильцы первого—третьего этажей скажут примерно так: «Зачем мне платить за лифт, если я им не пользуюсь?» А ведь решение о замене лифта нужно принять на общем собрании, и трудно предугадать, как разделятся голоса. Но для принятия решения о замене лифта необходима и экспертиза. Разумеется, платная. Если она покажет, что лифт еще пригоден на пару лет, на этом можно на время успокоиться и договориться с управляющей компанией о составлении сметы.

Предполагается, что будут создаваться специальные фонды, в которых жильцы могут накопить на замену лифта. Есть небольшая надежда на статью 185 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которая предусмотрена для ремонта аварийного и ветхого жилья. Но и тут не все так просто. В законе основной упор сделан на снос ветхого и аварийного жилья. По словам Владимира Васильева, на капитальный ремонт с каждым годом выделяется все меньше средств.

Приоритетом при выборе домов, которые войдут в эту программу, является комплексность. Не только лифт поменять, но и сделать фасад, инженерные коммуникации, кровлю и т.д. Чтобы дом мог попасть в эту программу, необходимо провести общее собрание жильцов, которые выразят готовность участвовать в софинансировании, составить смету. С 1 января этого года вступили в силу изменения в федеральном законе «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающие жесткие условия для получения финансовой поддержки. Если раньше собственники платили 5% на капитальный ремонт дома, то сегодня уже 15%.

После этого жильцы должны передать документы в управляющую компанию, а потом — в городской комитет по ЖКХ, где комиссия рассмотрит заявки на участие в программе, примет решение и направит документы в областное правительство. С учетом того, что процедура эта крайне многоступенчатая, попасть в программу очень тяжело. Как сообщил Владимир Васильев, на территории деятельности его компании в прошлом году таких счастливых дома было всего два. Но если у дома отсутствует кадастровый паспорт, никакой капитальный ремонт вам не светит. Оформление кадастрового дела — финансовая ответственность жильцов. «Участие в этой программе не решит проблемы. Уповать на нее не стоит, это капля в океане, — считает Владимир Васильев. — Поэтому у нас есть только один выход — активно разрабатывать свои предложения для участия в федеральных и областных программах. Другого способа получения дополнительных средств не существует».

Генеральный директор ООО «ЛифтСервис» Андрей Семенычев сообщил, что в Иркутске, по данным на 1 января 2012 года, общее количество лифтов в домах города составляло 1028 единиц, и в их числе нет лифтов, которые бы отработали нормативный срок и были выведены из эксплуатации. Городская программа по модернизации лифтового оборудования, в рамках которой за это время модернизированы и заменены 206 лифтов, на что израсходовано 207,5 млн рублей, начала реализовываться в 2005 году. В 2011 году удалось заменить 48 лифтов, в прошлом — вместо 40 из-за финансовых трудностей заменены только семь. При этом была проведена экспертиза 22 лифтов, которая показала, что их можно эксплуатировать до 2015 года, так как их техническое состояние соответствует нормам. Андрей Семенычев отметил, что за использование «просроченного» лифта, если произойдет несчастный случай, грозит уголовная ответственность.

Для того чтобы лифт мог бесперебойно работать 25 лет, необходимо обеспечить его надлежащую эксплуатацию. Для этого собственники должны заключать договоры с профессиональными сервисными организациями. «Это как автомобиль: если ничего не вкладывать, то он и ездить не будет», — отметил главный государственный инспектор Енисейского управления Ростехнадзора Дмитрий Селедцов. По его словам, в регионе самая удовлетворительная ситуация с лифтами в Иркутске, однако и здесь от жильцов уже появились жалобы. Инспектор убежден, что стремление жителей провести экспертизу и успокоиться не решает проблему, а только отодвигает ее во времени, заменять лифт все равно придется.

«У нас очень инфантильные собственники, — считает Владимир Васильев. — Не работает лифт, ну и ладно, когда-нибудь сделают. Надеются на власти, не отдавая себе отчета в том, что с момента приватизации квартиры ответственность за свою собственность они взяли на себя. Сейчас, особенно на фоне выборов, эта волна возмущения поднимется. Люди надеются, что это дойдет до правительства, и там кто-то примет решения, что-то отменит, даст денег. Но так уже не будет, наличие собственности предполагает не только ответственность за нее, но и активную гражданскую позицию, позволяющую собственнику отстаивать свои права».