Наши боты:
Россияне задолжали за услуги ЖКХ 220 млрд рублей
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

В августе задолженность россиян за услуги ЖКХ составила около 220 млрд рублей. Год назад общий долг был на 18% меньше — 187 млрд рублей. Таковы результаты исследования коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн». Долг вырос в том числе из-за экономического кризиса: сейчас 50−60% должников ссылаются на финансовые трудности и потерю работы. Также одна из причин — взносы на капремонт, которые недавно стали новой строчкой в платежках. Сегодня капремонт отказываются оплачивать 15−30% собственников жилья.

Как рассказала президент агентства Елена Докучаева, «хронические» должники по услугам ЖКХ — 12% россиян. Сейчас большинство должников говорят, что у них финансовые трудности, в том числе из-за того, что они потеряли работу. В начале 2014 года, до того как рубль начал падать, так отвечали 30−35% должников. По словам Елены Докучаевой, «резкий рост цен на товары первой необходимости» заставил россиян больше тратить на «текущие покупки». Так что денег, которые планировалось потратить на оплату ЖКХ, у них стало меньше.

Средняя зарплата в России, по данным Росстата, 34 тыс. рублей.

— Безусловно, отдавать 15−18% своих доходов (а порой эта доля превышает 20−25%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей довольно обременительно, а порой просто нереально, — сказала Елена Докучаева.

Еще одна «весомая» причина увеличения долга — новая строчка в платежках о взносах на капремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный кодекс. В большинстве регионов плату за капремонт начали взимать в 2014 году, в Москве — с июля 2015 года.

— Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать 15−30% собственников жилья, — сказала Елена Докучаева. — В ряде регионов, например в Воронежской и Смоленской областях, количество отказов достигает 50%, во Владимирской — 60%.

Те, у кого батареи зимой остаются еле теплыми, а из крана идет недостаточно горячая вода, также могут не платить за ЖКХ из протеста. 5% должников считают, что цена за услуги просто не соответствует качеству.

— В ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно есть, — сказала Елена Докучаева. — Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.

Забывают оплачивать квитанции около 16% жителей.

— В первую очередь это касается тех, у кого в собственности более двух квартир, в одной из которых никто не проживает (например, она была куплена в инвестиционных целях), — сказала Елена Докучаева. — Эта причина характерна для крупных городов с населением более 1 млн человек — таких как Москва, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Санкт-Петербург.

Около 10% жителей, по словам Елены Докучаевой, не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт. Поэтому их принцип — оплачивать квитанцию в последнюю очередь или не оплачивать вообще.

— То есть наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены данные услуги потребителем или нет. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю, — сказала она.

Среднестатистический должник — это женатый мужчина 40−45 лет со средним или средним специальным образованием или разведенная женщина 45 лет, которая одна воспитывает ребенка. Средний размер долга — около 30 тыс. рублей.

При этом более половины должников способны довольно быстро погасить долг — стоит только захотеть. 51% неплательщиков имеют средний или высокий достаток.

— Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных — 15%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью, не превышает 8%, — сказала Елена Докучаева.

По ее словам, еще 2−3 года назад «проблема постоянно увеличивающейся задолженности» не сильно волновала поставщиков ресурсов и управляющие компании. Но «сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать срочные меры».

Структуры ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства, а также обращаются в суд.

— Государство со своей стороны также принимает меры, — напомнила Елена Докучаева. — Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им заем: в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче.

Кроме того, сейчас Госдума рассматривает законопроект о двукратном увеличении пени за просрочку оплаты ЖКХ. Инициатива принадлежит Министерству энергетики России. Предлагается увеличить пени с 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки платежа до 1/130 ставки. Фактически это означает рост пени за просрочку с 10% годовых до 23% годовых.

— Безусловно, эта мера положительно отразится на уровне просроченной задолженности, но только среди той категории должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности, — сказала Елена Докучаева.

По словам председателя совета многоквартирного дома № 43 по улице Перерва в Москве Галины Кирьяновой, 80% должников не платят, потому что просто не хотят этого делать, остальные действительно испытывают трудности с деньгами.

— У меня в доме есть жильцы, которые купили по ипотеке сразу три квартиры, — рассказала она. — Они ездят на огромном джипе, в квартире у них джакузи. Так вот, за ЖКХ они не платят вообще. У них уже огромный долг — в несколько сотен тысяч рублей. Хотя с такими долгами обычно не выпускают за границу, на них эта мера почему-то не распространяется. Управляющая компания пробовала блокировать им канализацию. Но на следующий же день всё было разблокировано.

Первый заместитель председателя комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ Артем Кирьянов подтвердил, что многие россияне недовольны качеством услуг ЖКХ.

— Ежегодно мы организуем при Общественной палате «горячую линию» по вопросам отопления, — сказал он. — В этом году мы откроем ее в конце сентября. Обычно поступает несколько тысяч обращений из всех регионов. У кого-то батареи недостаточно теплые, у кото-то, наоборот, слишком жарко в квартире зимой.

По словам Артема Кирьянова, по отношению к должникам в России действует один из самых мягких режимов. В европейских странах гораздо чаще используются такие меры, как отключение электричества или водоснабжения, а штрафы за неуплату выше.

В июле со ссылкой на «Единую Россию» сообщалось, что задолженность за услуги ЖКХ в России (как физических, так и юридических лиц) превысила 1 трлн рублей.


Источник информации: Известия