Наши боты:
Дружба с конкурентами
#ЖКХменяется Акции и мероприятия

Сегодня управляющие компании находятся в более жёстких условиях, чем товарищества собственников жилья. Однако в скором времени ситуация изменится, и товариществам придётся учиться работать по новым правилам, отметили на третьей конференции Ассоциации ТСЖ Иркутской области. Одной из самых обсуждаемых тем в «Летней школе ТСЖ на Байкале» стало взаимодействие УК и ТСЖ. Эксперты рассказали, как благодаря взаимовыгодному сотрудничеству экономить скромный бюджет товариществ.

Задачи одни, условия разные

Изначально товарищества собственников жилья создавались в противовес управляющим компаниям. Жильцы были недовольны обслуживанием, ценами за услуги, поэтому создавали специальные организации, чтобы самим содержать свои дома. Со временем соседние многоэтажки стали объединяться. Сегодня крупные ТСЖ Иркутской области обслуживают до 60 многоквартирных домов. Но не всегда такими объединениями руководят порядочные люди. В регионе зафиксировано несколько случаев, когда председатель ТСЖ исчезал со всеми деньгами собственников, а жителям, чтобы погасить долги перед ресурсоснабжающими организациями, приходилось снова собирать средства, выбирать новое правление или вовсе переходить на услуги управляющих компаний. Некоторые ТСЖ региона годами не могут избавиться от нерадивых руководителей.

«Говорят, тяжело сменить управляющую организацию, но, скажу по опыту, намного сложнее выбрать нового председателя ТСЖ, членов правления товарищества. Нет понятного механизма. Например, жильцы дома № 33 на улице Волжской в Иркутске уже несколько лет не могут сменить председателя: то собрания саботируются, то решения жильцов оспариваются в суде», — рассказал на конференции генеральный директор СРО НП «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек.

Впрочем, у ТСЖ есть и другие проблемы. Так, далеко не все товарищества хорошо справляются с главной задачей: ведением лицевых счетов и расчётом платы за жилищно-коммунальные услуги. По-прежнему в Приангарье некоторые ТСЖ не могут похвастать понятной отчётностью. Собственникам за оплату услуг выдаются не чеки и платёжные документы, а приходный ордер. В девяти из десяти ТСЖ учёт квартплаты ведётся в потрёпанного вида тетрадках. Бухгалтер увольняется, уносит с собой тетрадь — база данных теряется.

«Ещё одна проблема — отсутствие электронных паспортов домов. В них содержатся все технические характеристики здания, история ремонтов, данные о профилактических работах. Если собственники поменяют способ управления, выберут нового специалиста по технической части, другого председателя, данные в электронном паспорте позволят незамедлительно приступить новому ответственному лицу к работе. Такой опыт уже применяется с управляющими компаниями, советую и вам обратить на него внимание», — обратился к участникам конференции Дамешек.

«Содружество ЖКХ» создало площадку для обмена с жильцами необходимой информацией — «Портал ЖКХ». Это совершенно бесплатный сервис, пока с ним сотрудничают четыре крупные компании областного центра, однако, заверил Дамешек, даже небольшое ТСЖ может принять участие в проекте. С помощью этого портала собственник может подать показания счётчиков, провести оплату коммунальных платежей (комиссия берётся банком), задать волнующий вопрос через личный кабинет.

«Не нужно тратить свои нервы и время, ходить в правление, отвлекать председателя, у которого и так дел по горло, чтобы уточнить содержимое платёжки или подать данные счётчиков. Напомню, сегодня в интересах управляющих организаций быть открытыми. Судя по намеченной тенденции, в скором времени и от ТСЖ будут требовать максимального раскрытия информации, предоставления удобных сервисов для клиентов», — добавил Михаил Дамешек.

Круглосуточный дозор

Члены товариществ собственников жилья нередко поднимают тему дефицита средств на элементарные нужды. При этом чем меньше многоквартирных домов обслуживает ТСЖ, тем больше у него финансовых проблем. Между тем закону всё равно, крупная или небольшая организация обслуживает дом. Она обязана обеспечить круглосуточное диспетчерское сопровождение. «Когда на моём доме было ТСЖ, у нас диспетчеризация была организована следующим образом. Диспетчер работал с 9 до 17 часов, в остальное время нужно было дозваниваться на сотовый телефон сантехника, который мог отдыхать на даче. У моих родителей однажды прорвало шланг по их вине, но до диспетчера мы не могли дозвониться, топили соседей», — рассказал Дамешек.

Между тем, если происходит аварийная ситуация, одни соседи топят других, а диспетчерская служба обслуживающей организации в это время недоступна, ответственность несёт руководство — председатель и правление ТСЖ. На конференции неоднократно поднимался вопрос дороговизны услуг диспетчера: даже за некруглосуточную работу он потребует несколько тысяч рублей в месяц. Управленческого вознаграждения небольших организаций просто не хватает, чтобы оплачивать зарплату диспетчерам. В «Летней школе ТСЖ на Байкале» товариществам предложили реальный способ экономии: аутсорсинг диспетчерской службы.

Известный в Иркутске ООО «Контакт-центр «500100 — Круглосуточный дозор» готов диспетчеризацию одного дома проводить за 800 рублей в месяц. Эта фирма может и обеспечить аварийное сопровождение домов, но стоимость этой услуги исчисляется тысячами и зависит от технической характеристики дома.

Впрочем, отметили на конференции, товариществам выгоднее не заводить свою «аварийку», а прибегать к услугам сторонних организаций. Договор об аварийном сопровождении можно заключить со специализированной фирмой, муниципальной аварийной службой или управляющей компанией. Последний вариант в Приангарье наиболее распространён. Сегодня, по словам руководителя Ассоциации ТСЖ Иркутской области Валерии Кошечкиной, уже отлажена система взаимоотношений, даже взаимопомощи между ассоциацией и СРО НП «Содружество ЖКХ».

«Управляющие компании имеют большие диспетчерские и аварийные службы, ТСЖ проще и дешевле обратиться к ним. У моего ТСЖ (Кошечкина руководит товариществом „Наш мир“. — Прим. авт.) положительный опыт сотрудничества с компаниями, уже шесть лет прекрасно живём. Нужно двигаться к тому, чтобы совместно с управляющими компаниями работать. Требования к нашим разным организациям скоро сравняют — такова тенденция законодательства», — подчеркнула Кошечкина.

Три пути

Председатели товариществ собственников жилья сетуют: управляющие компании видят в ТСЖ конкурентов, поэтому не идут на сотрудничество. Компании выставляют высокие счета за свои услуги, отказываются сокращать пакеты услуг. На конференции эксперты назвали несколько каналов, по ним можно обратиться председателям ТСЖ, которые хотят, но не могут найти общий язык с руководителями «управляшек».

Во-первых, можно с проблемой прийти в региональную Ассоциацию ТСЖ. «К счастью, со многими из присутствующих на конференции я лично знакома. Мы с ними решали различные проблемы. Но некоторых я вижу впервые. Вы говорите, что вас нигде не слышат, но, видимо, вы не туда обращаетесь», — отметила Кошечкина. Заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Михаил Клинков добавил, что «жаловаться в министерство могут все», но лишь единицы готовы к конструктивной работе, понимают условия существования коммунального рынка, когда ни одна управляющая компания не будет работать на ТСЖ себе в убыток.

Во-вторых, с просьбой помочь разрешить проблему можно обратиться к общественному совету при министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта. Здесь готовы рассказать об опыте других товариществ, подсказать, какие управляющие компании высказали свою готовность брать ТСЖ на аутсорсинг.

В-третьих, есть смысл попросить разрешить конфликт специалистов «Содружества ЖКХ». Возможно, квалифицированные юристы смогут составить такой договор на оказание услуг, который будет устраивать все стороны. Сегодня в Приангарье насчитывается свыше 200 управляющих компаний, в каждом муниципалитете, как правило, работает не одна, а несколько. Из такого количества можно подобрать подходящую.


Источник информации: Сибирский энергетик