Информация о вашем доме и его обслуживании:

Наши боты:
Жилищный альянс
#ЖКХменяется Экспертное мнение

Низкая информированность граждан о деятельности управляющих компаний (УК), тарифах, техническом состоянии домов чаще всего становится причиной непонимания и проблем во взаимодействии собственников жилья и УК. К такому выводу пришли участники круглого стола «Взаимоотношение граждан и управляющих организаций в сфере ЖКХ: проблемы и пути решения», который состоялся в Заксобрании Иркутской области.

Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко отметила актуальность темы взаимодействия собственников жилья и управляющих компаний, особенно в свете последних изменений законодательства в сфере ЖКХ (лицензирование УК, капремонт и т. д.).

— Проблем в этой области еще очень много, — сказала она. — Основными их причинами является низкая информированность населения о работе управляющих компаний. К сожалению, многие собственники сами не проявляют необходимой активности, не участвуют в собраниях, никак не взаимодействуют с управляющими компаниями. Каждый должен научиться работать со своей УК и требовать качественного выполнения услуг, за которые платит деньги.

Тем не менее, по словам временно замещающей должность руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Елены Федоровой, в последние годы количество обращений и жалоб на управляющие компании возросло — с 2007 года практически в 10 раз. С начала 2015 года, например, в Госжилнадзор, поступило более 5 тыс. заявлений (за весь 2014 год было порядка 8 тыс.), что говорит об активности граждан. Генеральный директор СРО «Содружество» Михаил Дамешек добавил, что изменился характер обращений. Если несколько лет назад люди жаловались на отсутствие воды, температуру в помещениях, то сейчас много заявлений касается отчетности управляющих компаний, корректности начислений, благоустройства двора и т. п.

— Если бы все управляющие компании своевременно информировали собственников о своей деятельности, об изменениях в федеральном и областном законодательствах, удалось бы предупредить до 70% обращений граждан, — считает Михаил Дамешек. — Кстати, с этой целью создан портал ЖКХ — ресурс с набором сервисов для собственников жилья и поставщиков услуг, где можно получить всю информацию о работе управляющих компаний, передать показания приборов учета потребления коммунальных ресурсов, оплатить счета, узнать информацию об отключениях, о тарифах на услуги ЖКХ и так далее. Есть возможность обратной связи.

Елена Федорова напомнила об обязательном лицензировании управляющих компаний с 1 мая этого года. В настоящее время разрешительные документы получили 234 компании. 29 УК в 12 муниципальных образованиях было отказано в получении лицензии, в основном из-за неполного раскрытия информации о своей деятельности. В результате порядка 1,2 тыс. домов могли остаться без управления. Из них 236 объектов были переданы на временное управление, 654 — на постоянное управление, по 189 домам объявлены конкурсы, по 112 тендеры пройдут в ближайшее время.

— Процесс лицензирования не прекращен, — заявила Елена Федорова. — Управляющие компании все еще имеют возможность получить лицензию, в том числе обратившись повторно. После 1 мая разрешительные документы получили 35 УК, из них 20 — это те, которым было ранее отказано.

Старший помощник прокурора Иркутской области по взаимодействию с органами государственной власти Ольга Борисова рассказала о нарушениях, выявленных при проверках управляющих компаний. Так, зарегистрированы случаи фальсификации протоколов по результатам собрания жильцов для выбора управляющей компании, подделки подписей. Были факты несоответствия условий договоров, заключенных управляющими компаниями с жильцами, действующему законодательству. К примеру, в Усолье-Сибирском УК включила пункт об индексировании платежей с учетом инфляции, в Нижнеудинске взималась плата за паспортно-регистрационные услуги, по сути, бесплатные. С 2013 года в результате прокурорского реагирования удалось добиться перерасчета платежей по 300 многоквартирным домам.

Ольга Борисова отметила, что и со стороны собственников жилья есть нарушения. Прежде всего, это игнорирование платежей за потребленные коммунальные услуги. Задолженность сегодня по всей Иркутской области составляет более 7 млрд рублей.

Интересным опытом поделился председатель комитета по жизнеобеспечению администрации Свирска Дмитрий Махонькин. По его словам, в городе с 2010 года проводятся Дни контроля, суть которых в том, чтобы максимально оперативно, в течение трех дней рассматривать поступающие обращения, принимать по ним решения и держать на контроле до момента исполнения. В Свирске создан специальный отдел, куда граждане могут обратиться и получить консультацию по вопросам в сфере ЖКХ. Кроме того, муниципалитет проводит разъяснительную работу с неплательщиками, благодаря которой удалось повысить собираемость платежей до 94%.

На круглом столе также поднималась злободневная тема капитального ремонта многоквартирных домов. Генеральный директор Фонда капремонта Иркутской области Андрей Микуляк заявил, что по краткосрочному плану на 2014 год, в регионе на сегодняшний день приступили к работам на 80 домах. Еще по 15 объектам ремонт пока не начали по разным причинам. Согласно первому этапу плана на 2015 год будет приведено в порядок 100 домов на общую сумму 634 млн рублей. На рассмотрении находится второй этап краткосрочного плана, который увеличит сумму капремонта до 914 млн рублей, а число объектов — до 150.

Андрей Микуляк рассказал и об изменениях областного законодательства, принятых на последней сессии областного парламента. В частности, теперь региональный оператор может заключать с управляющей организацией, ТСЖ и ЖСК договор о включении в платежный документ размера взноса на капитальный ремонт с указанием наименования фонда, его банковских реквизитов и адреса. Если раньше приходило две квитанции, то теперь одна. По мнению Андрея Микуляка, данная корректировка позволит сэкономить бюджетные средства:

— На распечатку и доставку квитанций в год из бюджета Иркутской области уходит 26 млн рублей. К тому же это будет удобно и самим собственникам жилья, которые смогут немного сэкономить на комиссии по платежам в банке, которая в среднем составляет 30 рублей.

По итогам круглого стола органам местного самоуправления рекомендовано активизировать работу по проведению открытых конкурсов по отбору УК в отношении многоквартирных домов, оставшихся без управления, и своевременно проводить информирование граждан о ситуации в сфере ЖКХ. Управляющим компаниям будут направлены предложения по обеспечению информационной открытости, а службе жилищного надзора — по внедрению на территории региона системы рейтингования управляющих компаний.


Источник информации: Газета «Областная»