Наши боты:
В мае многие здания в СЗФО могут остаться без управляющих компаний
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Срок подачи заявлений от управляющих компаний на получение лицензий истек. Напомним, с 1 мая управлять жилым домом без лицензии нельзя. В регионах Северо-Запада эта реформа уже принесла первые плоды. Выяснилось, что десятки управляющих компаний работали «в тени». Необходимость получения лицензии вынудила их отказаться от подобной скрытности.

Мурманская область

— В Заполярье на 24 марта управляющие компании подали 99 заявлений на получение лицензии, — рассказала главный государственный жилищный инспектор Заполярья Алена Кузнецова. — При этом количество УК, работающих в регионе, достигло уже 170. Если учесть, что до начала лицензирования, по данным муниципалитетов, в Заполярье насчитывалось 118 УК, можно говорить о первых результатах реформы: управляющие компании теперь вынуждены работать открыто.

Но не исключено и другое: после 1 мая многие дома могут остаться без управляющих компаний, так как не все коммунальщики всерьез озаботились вопросом получения лицензий. Например, в Мурманске из 54 управляющих компаний подали документы на получение лицензий только 32, в Кандалакше из 14 УК подали заявления только восемь, а в Апатитах этим вопросом занялись 16 компаний из 18. Аналогичная картина наблюдается еще в нескольких городах и поселках региона.

Тем муниципалитетам, где больше всего «молчаливых» жилищников, предстоит серьезная работа. Вначале местным властям нужно проинформировать собственников жилья о том, что их управляющая компания не подала заявление на лицензирование. Затем в течение 15 дней муниципалитет обязан организовать собрание собственников для решения вопроса, кто будет управлять их домами.

Одна из таких «проблемных» управляющих компаний — «Октябрьское ЖЭУ». Судя по информации на официальном сайте фирмы, в ее управлении находятся 260 домов в Мурманске. На 25 марта заявки на лицензию от этой компании не было. Почти то же самое обстоит и с аттестацией ее руководства: только пять человек подали заявления на получение квалификационных аттестатов, и генерального директора среди них нет.

— Городская администрация проинформирована об этом, — отметила Алена Кузнецова. — Сейчас город с ними работает. Не исключено, что придется собирать общие собрания собственников жилья и объявлять конкурс на выбор новой управляющей компании.

Еще больше проблем с компанией «Жилэксплуатация», которая тоже не торопится получать лицензию. Она «заведует» более чем тремя сотнями ветхих и аварийных домов Мурманска. Если «Жилэксплуатация» останется без лицензии, то неизбежно возникнет вопрос: кто возьмет эти дома? Найти управляющую компанию для двухэтажных деревяшек, давно отслуживших свой срок, будет очень непросто.

Лицензирование позволит ужесточить контроль за УК и применять более суровые меры к тем, кто работает недобросовестно

— Думаю, необходимо предложить губернатору вариант создания муниципальных управляющих компаний, которые должны «закрыть» подобные вопросы, — считает председатель комитета по энергетике и ЖКХ Мурманской областной думы Вячеслав Безуглый.

Лицензирование позволит ужесточить контроль за УК и применять более суровые меры к тем, кто работает недобросовестно, добавила главный жилищный инспектор Заполярья. После неисполнения двух предписаний жилищная инспекция имеет право отозвать из реестра данной управляющей компании дом, от жильцов которого поступили жалобы. Если отозвано более 15 процентов домов, то отзывается и лицензия — правда, это должно быть сделано по решению суда.

Калининградская область

Здесь заявки на получение лицензий подали 170 из 204 работающих управдомов. Трем организациям на днях выдали первые «знаки качества». Несмотря на то что 34 компании заявляться не спешат, резкого ухода УК с рынка на стадии выдачи лицензий в регионе не ожидают.

— Это довольно формальная процедура, — комментирует ситуацию калининградский министр ЖКХ и ТЭК Максим Федосеев. — При этом жители получают возможность контролировать процесс отзыва лицензий. Они могут либо жаловаться на работу компании и привлекать жилищную инспекцию для выдачи предписаний, либо наложить вето на решение жилинспекции о выводе их дома из-под управления нравящейся организации.

Другое важное и полезное для собственников нововведение, по словам министра, связано с гласностью. Ведь управляющая компания, которая хочет получить лицензию, должна соблюдать стандарты раскрытия информации в сфере ЖКХ.

— Например, собственники могут увидеть дом, который содержится в хорошем состоянии, — продолжает Максим Федосеев. — Потом найти этот дом в единой базе данных и узнать, какая организация им управляет. После этого можно вынести на общее собрание вопрос о смене старой управляющей компании на ту, которая лучше заботиться об общем имуществе собственников.

Новгородская область

Впрочем, управдомы, не подавшие заявки, сознательно отказались оформлять документы. Сложнее приходится УК, которым отказали в предоставлении лицензий. В Новгородской области, к примеру, процедуру лицензирования не прошли пять организаций. Причем некоторые компании остались без документов из-за мелких бюрократических вопросов.

— Основные условия, необходимые для получения лицензии, наша организация выполняет, — отмечает директор по маркетингу одной из таких УК Татьяна Амосова. — Нам отказали из-за небольших неточностей при заполнении заявки, а также из-за того, что госпошлину оплатило другое юридическое лицо. Эти замечания мы устраним в течение нескольких дней и повторно подадим заявку до 1 мая.

Жильцы новгородских домов, чьи УК остались без лицензии, в свою очередь боятся, что другие управдомы не захотят заключать с ними договор. Речь, как и в Мурманске, идет о старых зданиях с обветшалой инфраструктурой, которые коммунальщики не очень охотно берут на баланс.

Не допустить такого исхода событий должны местные власти, считает профессор департамента государственного администрирования Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Вадим Чекалин. На муниципальном и региональном уровне существует достаточно механизмов, чтобы повысить интерес жилищников к изношенным зданиям.

Можно создать муниципальные управляющие организации и передать им изношенные многоквартирные дома (подобные УК работают в Санкт-Петербурге). Еще один вариант — организовать конкурс на управление «пакетом» зданий, в который входят как потенциально привлекательные, так и непривлекательные объекты. То есть управленцы, желающие обслуживать новые МКД, должны будут взять в управление и здания с высоким уровнем физического износа.

Кстати, депутаты Великого Новгорода еще полгода назад предлагали создать муниципальную структуру для управления многоквартирными домами — на случай, если значительная часть управляющих организаций города не сможет получить лицензии. Местные власти идею одобрили, однако инициатива так и не была реализована.

Тем временем

В 2014 году в жилищную инспекцию Мурманской области поступило 10 684 обращения граждан. Из них 31 процент касается содержания жилищного фонда, 26 процентов граждан жалуются на ошибки в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), 28 процентов — на некачественные ЖКУ, 12 процентов жалоб касаются правомерности выбора управляющей организации. По итогам проверок жилищные инспекторы региона возбудили более тысячи административных дел против управляющих организаций — в 2,6 раза больше, чем в 2013 году. Общая сумма штрафов, которые были наложены жилищной инспекцией на управляющие организации, составила 17 миллионов рублей — на 38 процентов больше, чем годом ранее. «Мы прекрасно понимаем, что все эти суммы в реальности оплачиваются гражданами, — подчеркнула Алена Кузнецова. — Вопрос настолько серьезный, что требует реформирования самой отрасли. Именно поэтому и была введена процедура лицензирования».


Источник информации: Российская газета